Одну женщину оставил муж. В её лампе было достаточно масла, и ещё у неё была мера зерна, и муж ушёл от неё утром по морозцу. Он сказал "Я ухожу, живи дальше одна".
Женщина не ждала, что муж уйдёт от неё. У неё не было хвороста для того, чтобы в очаге горел огонь. Женщина опечалилась и решила, что пойдёт за хворостом в лес. Она шла и шла, и никак не могла найти хорошего старого дерева, из тех , что падают во время летних гроз и успевают сначала хорошенько высохнуть тёплой осенью, а потом их прихватывает морозом. Такие деревья легко отдают свои ветки, их ловко ломать на хворост.
Женщина шла и шла, и ей было грустно, и она решила, что не станет возвращаться в свой дом, а станет ведьмой или духом в лесу. Если она встретит оборотня, решила женщина, то попросит и себя превратить в оборотня. Она задумалась, в какое бы существо хотела обратиться. Раньше ей нравились лисы, но, подумав, женщина решила, что лисам сейчас холодно и совсем нечего есть. Получается, её жизнь вовсе не стала бы лучше: ведь она бы не смогла зажечь огня и согреться, и была бы лишена дара речи.
Тогда женщина подумала, что хорошо бы ей превратиться в птицу: ведь птицам не нужен хворост, да и не нужен огонь, зато птицы любят зерно, а у неё был целая мера зерна.
С такими мыслями женщина шла всё дальше, а хвороста ей всё никак не попадалось. Тогда женщина подумала, как было бы хорошо сесть у источника и заснуть. Тогда во сне ей бы непременно явился дух этой местности и сделал её богиней источника. Люди бы приходили к источнику за водой и оставляли для духа яркие ленты. Эта мысль женщине очень понравилась, но она боялась умереть: ведь чтобы стать покровительницей источника, нужно было бы вмёрзнуть в землю совсем.
Тогда женщина решила, что если ей страшно умереть, и она не знает, как ей стать птицей, то наверное теперь она будет ведьмой и станет жить в лесу.
С этой мыслью она оглянулась - и вот, рядом старое дерево с огромными, наполовину вышедшими из земли корнями. Уж не так там было много места, но женщина как раз устроилась под корнями дерева. Ни ветра, ни снега, и земля почти не тронута морозом.
Ей очень хотелось спать - ведь она ходила целый день и ничего не ела - и женщина решила отдохнуть в своей новой землянке.
И только она смежила веки, как её кто-то похлопал по плечу.
Это был молодой человек в роскошных мехах. У него были тёплые рукавицы и большой нож за поясом.
- Ты кто? - спросил юноша женщину. - Кто и что здесь делаешь?
- Я ведьма - не растерялась Женщина - и теперь я здесь живу.
- Это мой дом, - ответил он, - но если ты будешь мне служанкой, оставайся.
- Я не буду тебе служанкой, - отвечала Ведьма, - но могу быть тебе Хозяйкой.
Молодой человек засмеялся:
- В здешних местах есть хозяйка. Но ты можешь её спросить, и если она разрешит, хозяйкой станешь ты.
- А как её узнать?
- У неё одежда из белого меха, а в ушах красные камни. У неё пальцы в крови, и она попадает одной стрелой в девять звёзд и в луну.
Тогда ведьма встала и вышла из-под корней дерева. Уже стемнело, и над краем леса светились верхушки деревьев. Снега почти не было, и темнота съела всё вокруг.
"Что ж, буду искать Хозяйку!" - решила ведьма. Ей понравилась землянка под корнями дерева, и ей понравился юноша: она захотела остаться жить в лесу с ним.
"Раз лес не дал мне хвороста, то пусть даст мне нового мужа!"- полумала она.
С такими мыслями она пошла в самую чащу, пусть там и не было видно совсем ничего.
Шла она долго или нет, но споткнулась о ветку, смотрит под ноги, а там сидит крошечная старушка, ростом с мизинец, съёжилась и смотрит на ведьму с укоризной: "Что ты, дескать, здесь делаешь?"
- Эй, бабушка, - говорит ведьма, - не знаешь ли ты, как мне найти Хозяйку? Ту что носит белый мех и красные камни, и стреляет в звёзды и луну?
- Знаю, конечно! - отвечает ей маленькая старушка.
- Укажи мне дорогу к ней, - говорит ведьма, - и можешь забрать меру зерна, что осталась у меня в доме!
- Иди к оврагу, а как начнёшь спускаться, повернись задом наперёд, и дорога найдётся! Теперь твоя мера зерна моя!
Ведьма поклонилась старушке и пошла туда, куда она указала. Деревья росли всё теснее, ведьме приходилось проискиваться вреди стволов почти вслепую - и вдруг земля ушла из-под ног, и ведьма кубарем покатилась вниз. Летела она долго, с трудом ухватилась за ветки.
Сзади овраг, ничего не видно. Повернулась ведьма к оврагу и вовсе спиной - тут-то ветки, за которые она ухватилась, хрустнули-треснули, и она будто в нору нырнула.
Полежала чуть, а в норе-то тепло! и земля греет, и жар пышет из глубины. Давай она в нору лезть. Только уж очень узкая нора - не пройти ей никак в шубе.
Сняла ведьма шубу, лезет в нору.
А нора ещё жарче и уже становится - вот уже и платье мешает,и рукавицы ни к месту.
Совсем разделась ведьма, лезет глубже.
Да только вдруг - косой зацепилась за корень. Никак не распутать волос. Дёрнулась назад - не пускают волосы, вперёд - ах, больно, искры из глаз. Рассердилась ведьма, хвать и отъела свою косу.
А дальше - как рыба в воду в нору проскользнула - и в озеро под землёй нырнула.
Вода - чистая и прозрачная, тихая и чёрная. И в воде той змея серой чешуи- огромная, жало как нож, а глаз нет.
Ведьма не испугалась, и говорит:
- Слушай, змея, ты, должно , знаешь, где мне Хозяйку найти? Ту, что пальцы окунает в кровь и в небо стрелы пускает? Укажи мне, где она, и забирай масло из моей лампы!
Змея обвилась вокруг ног ведьмы и шечпчет:
- Закрой глаза и нырни глубоко, а как закончится дыхание, открывай глаза и будет тебе Хозяйка. Только помни, что масло в твоей лампе теперь моё.
Ведьма зажмурилась и нырнула в чёрную воду глубоко, вот уже и внутри всё рвётся и болит, открыла глаза - и вовремя! Прямо перед ней - камень белый ослепительный, тысячей звёздных искр горит, - и из воды вверх горой встаёт. А там и пещеры своды расступаются, и звезд полное небо самой макушки камня касается, будто это звёздами и насыпало гору такую. А на вершине сидит женщина, не бела, не черна, не одета и не раздета, не стрижена, не заплетена. На плечах белый снежный мех, а в ушах алые камни.
Смотрит на неё ведьма, и не знает, как ей сказать то, зачем шла.
- Ты ли Хозяйка?
- Я! - отвечает та.
- Я ведьма, тоже хочу Хозяйкой быть!
- Быть по-твоему, - отвечает ей Хозяйка. Держи мой лук - попадёшь одной стрелой в девять звёзд и в Луну- будешь Хозяйкой.
И лук ей серебряный подаёт со стрелой.
Взяла ведьма стрелу, а она тяжелее ведра с песком, тяжелее коряги сырой. Берёт ведьма лук, а он легче ветра, легче крыла комариного.
Смотрит ведьма в небо, а там уж и ночь уходит, солнце за горизонтом ввысь дышит, звёзды прячет, луну прочь гонит.
А лук лёгок, а стрела тяжела, да пальцы скользят, закрыла глаза ведьма - и со звоном слетела с невесомой тетивы стрела.
Открывает глаза - а вокруг неё лес, и дерево с корнями, что из земли вышли. И землянка в замороженной земле выдолбленная.
И у ног её стрела в землю вошла до самого оперенья своего. А оперенье то - луны серп и девять ярких звёзд в утреннем свете блистающих.
Обрадовалась ведьма!
Села в землянку и сидит, ждёт, что к ней юноша подойдёт, она теперь тоже Хозяйка!
Сидит ведьма, время идёт, холодно ей. Одежды нет, даже коса потеряна, трёт ведьма ладони, дышит на руки, греет уши, до крови трёт пальцы. Солнце из зенита улыбнулось и в лес катится. Тут ведьму по плечу снова:
- Эй!-
- Ты вернулась, Хозяйка, я узнал тебя! Как хороши алые камни в твоих ушах, как пахнет кровь на твоих пальцах, как сияют звёзды, что ты сбила стрелой. Держи, я добыл для тебя белые меха, чтобы укутать тебя, чтобы тебе было тепло. Я принёс тебе меру зерна и масло для лампы.
Сказал он это и укутал её плечи белым мехом, а Хозяйка подняла на него глаза и засмеялась.
© soit, 2016-2018
|