Практика / Колесо Года: Лита. Середина Лета.
Колесо Года: Лита. Середина Лета. |
|
Лита. Середина Лета. Midsummer.
Место в череде Огней Шабашей.
"Великие шабаши" - шабаши смены времен года, шабаши серебряных спиц, шабаши предчувствия перемен.
Весну чуткие носы различают в молочном рассвете Имболка, на Бельтайнских гуляньях шальная весна с криком "Води!" хлопает лето по плечу, а лето спешит осалить осень пучком первых золотых колосьев на Ламмас, осень же впускает зиму на двор вместе с Дикой Охотой, несущейся в распахнутые Самайна ночью врата.
"Малые Шабаши"- это четыре шабаша, связанные с путешествием Солнца, укорачиванием и удлинением дня. Эти Шабаши - Вехи Пути Солнечного Бога, от его Рождения (Йоль) до его Последнего Застолья (Мабон).
Лита, Солнцестояние, ещё называется празднеством Середины Лета – и, памятуя, что по счёту Великих шабашей лето длится уже с первых чисел мая - это и есть Середина, Вершина Лета. Солнце взошло на свой трон, и весь мир празднует триумф света и изгнание тьмы. И праздник этот длится ровно один день и одну ночь, и далее Солнечный Бог станет терять свою силу.
С каждой лишней ночной минутой тьма будет возвращаться в Мир.
Атмосфера и настроение шабаша.
Оттого Середина Лета, Лита - это "ещё одно последнее касанье", "та самая незабываемая ночь", после которой ещё продлятся и жизнь, и любовь, но эти мгновения уже будет невозможно возвратить.
Оттого Лита, пусть и светлей Бельтайна, её веселье иное, не удалое, но уже с горчинкой, уже со стремлением продлить очарование летних светлых дней. Костры Бельтайна горят, освещая ночь. Это символ страсти Богини и Бога.
Костры Литы горят, сохраняя свет дневного Солнца.
Когда летишь в прыжке над таким костром, плещет в тебя щедро сила, здоровье и жизнь светила, унесёшь её из этого прыжка однажды и на целый год. Если прыгаешь с кем-то - не размыкай рук - и тогда жар Солнечного костра закалит связь, а ладонь друга будет тепла как солнечный луч - до следующего лета.
Дата и время празднования.
Наступает Лита в ночь, когда Солнце переходит в знак Рака из знака Близнецов. Попадает, как правило, на 19-20-21-22 июня.
Когда именно праздновать Литу, зависит от личных предпочтений. Можно изменять дату каждый год, в зависимости от того, когда астрономически будет самый длинный день. Тогда празднования начинаются на закате дня, предшествующего самой короткой ночи: ведь Лита - это ночной шабаш.
В Европе же к Празднику Середины Лета приурочены множество фольклорных фестивалей, театральных постановок на открытом воздухе, гуляний, ярмарок, музыкальных концертов. Для удобства проведения масштабных ежегодных сборищ Серединой Лета считают 24 июня, вне зависимости от действительной даты вхождения Солнца в знак Рака в именно этот год. Однако современные ведьмы предпочитают ориентироваться на "сильные дни" в неделе, когда и происходит солнцестояние. День (вернее, ночь) для шабаша выбирают так, чтобы он попадал на полнолуние, новолуние, или даже просто значимую для ковена дату. Такой гибкий подход, помимо всего прочего, позволяет и соотнести праздник с мирскими и ежедневными обязанностями: например, праздновать в ночь с пятницы на субботу, не просто колдовское время, но и время перед субботним, выходным днём.
В христианской традиции так же как Йоль соответствует Рождеству Христову, Лита соответствуют Дню Святого Иоанна Крестителя.
И верно, зимние праздники посвящены Христу, летние же - Иоанну Предтече.
В России Солнцеворот, Солнцестояние - называют ещё и Купалой, праздником Ивана Купалы. В то же время, стоит помнить, что купальские гулянья сами по себе, не связанные с календарным солнцестоянием, будут позже.
Иван Купала приходится на 7 июля, эта дата постоянная.
С Купалы детям разрешают плескаться в реках и озёрах. Вторая половина лета (до Ламмаса или до первого Спаса) – это, строго говоря, лето в полном его смысле и есть: и по светскому календарю, и по языческому, и христианскому.
Убранство алтаря и атрибутика.
Лита- время ягод, традиционные узоры Литы и декор алтарей – плети и ветки одновременно с цветами и ягодами.
Ягодные пироги, корзинки с земляникой и малиной – вот подношенья богам и угощенья для празднующих.
Лита - день и ночь триумфа Бога и Богини. Свет этой славы с нами весь год, в ночь Йоля именно он манит нас сквозь черноту ночи, согревая надеждой на возвращение Бога. Ныне же, на Литу этот свет полыхает нестерпимо ярко, так, что мы едва можем взглянуть на него.
Свет Литы обжигает сердца, эти потоки не так красочны как потоки Бельтайна, но их пламя быстрее, оно не алое, но белого золота, плавящихся искр цвета, самое горячее. Этот свет проливается на сочную зрелую уже зелень лесов, и каждого листа и каждой травинки оттенок кажется квинтэссенцией цвета и сока. Это время ромашек и колокольчиков. Травы на Литу в полной силе своей, в полном волшебстве.
И как ягоды - подношенья Литы, так травы - её украшение. Алтари Литы - это связанные лентами голубых, жёлтых, белых оттенков пучки травы, полевых цветов.
Цветы Литы могут быть и садовыми: пионы, поздний жасмин, если удастся застать цветение - то и дикие розы-шиповник. Вообще Лита - это белые цветы.
Свечи Литы белые точно облака, ярко-жёлтые как солнечный свет, золотые как блики солнца на озёрной воде, густо-зелёные как лесная чаща, голубые будто летнее небо, будто волны незабудок в лугах. Свечи Литы могут быть почти всех цветов радуги - в летнем дне есть место любому оттенку. Для каждого Лита своя, своё чествование самого высокого полдня в году.
Оттого кто-то предпочитает свечи только ярких цветов, другие же советуют пастельную нежность. Кому-то ближе буйство красок яркого дня, кому-то -смешенье оттенков в долгие сумерки. Но одно ясно - Свечи Литы - всегда свечи радости, это всегда то самое пламя, которое мы зажигаем в самый длинный день, чтобы пронести его в ладонях и душах ещё долго.
Свечи Литы потому не сжигают дотла. Их оставляют как талисманы для добра, света и благополучия в домах. От этих свечей зажгут Йольский очаг, от этих свечей загорятся огни приветствия для Богини в Имболк. Этими свечами можно прогнать лихие думы, страхи из дома прочь. Эти свечи волшебные, ведь чьими бы руками не зажигалось пламя - это пламя самого Солнечного Бога.
Огонь нисходит с неба на всё- Лита праздник огня.
Солнце и его изображения: венок и колесо - символы Литы. Колесо оплетают сухими травами, крепки привязывают их к ободу и подпалив, пускают колесо катиться с холма в реку. Так Солнце будет катиться вниз с этого дня. Если колесо горит на протяжении всего своего пути, то год будет удачным, урожай- хорошим, союзы - прочными, а зима - принесёт справедливый заслуженный отдых. В Италии и Франции, в винодельческих регионах, если колесо падает в воду горящим - вино урожая этого года будет выше всяких похвал.
Костры складывают высоко, прыгнуть через это пламя не слишком легко должно быть. Но если смелости и ловкости достанет - это надёжное колдовство от хворей, от глаза злого. Кто через костёр прыгнет - весь год о болезнях не вспомнит. Во Франции через костёр прыгают с веткми орешника в руках. Потом ветки эти над входом в дом, в конюшню и на двор крепятся - на силу и удачу хозяевам и всем домашним.
Если свить венок, да вплести в него зверобой, а потом посмотреть на костёр через этот венок, то весь год не будешь знать головных болей, и глаза будут в порядке.Зверобой в дни Солнцестояния на пике своих волшебных свойств. В день Литы собранный зверобой высушивают, а потом весь год - это лучшее средство от хандры и депрессии, уносит грусть. Его в настои и взвары добавляют, вместе с ромашкой волосы ополаскивают- для того, чтобы солнечным венцом сияли косы.
Шишки и жёлуди, собранные в лесах в дни шабашей - талисманы, их носили на шее, в карманах, зашитыми в дорожные сумки.
Считалось, что они охраняют владельца от дурных людей, разбойников и воров в дороге, делают неуязвимым.
Колдовство и традиции Литы.
Середина лета - самое время для всех защитных и охранных чародейств. Чабрец и фенхель жгли на углах в жаровнях. Дымом же окуривали дома и сады, особенно плодовые деревья - для лучших урожаев и хорошего роста. Пучки охранных трав, которые кладутся за притолоку над дверями, свивают именно в это время: из зверобоя, перевивая и связывая траву лентами солнечных - золотых и алых цветов.
Семена папоротника собирали, чтобы обрести невидимость, овладеть неведомыми богатствами и получить способность понимать язык зверей и птиц. Рука человека не должна коснуться их, потому собирали их, подстилая чистое белое полотно под растение, чтобы семена падали на него. Потом из того полотна шили мешочки-ладанки и носили с собой как источник и залог волшебной силы.
Лита - это т.н. "вторая свадьба" богов. Бог летнего шабаша - Король Дуб в свете своей славы, своей победы. Это его время, и он в полной мере вкушает свою власть. Это Бальдр, прекрасный, бессмертный, неуязвимый и всеми любимый и почитаемый солнечный бог. Это Рогатый Бог, которому поклонились всякий лесной дух и всё живое в лесах и полях. Он промчался по лугам и опушкам, он омыт росами самого долгого вечера, он пришёл в объятия своей Королевы. После соединения Бельтайна на Литу Бог и Богиня вместе восходят на престол.
Поскольку божественная пара именно королевская, то и вторая свадьба, обручение, для них - Коронация и Восшествие на престол (в языческой традиции свадеб две - наречение и обручение, союз-договор и союз-исполнение договора; в светской жизни это имеет вид помолвки и заключения союза). Июнь - один из самых популярных месяцев для свадеб, особенно у молодых пар.
Лита также - время летних балов, вечеринок в кругу семьи и друзей, где собирается не только узкий круг, но и новые знакомые. Как зимой ковены обычно сохраняют малый состав, так летом ковены обновляются. Именно на ярмарках Середины Лета составляются новые шабаши, завязываются новые знакомства и новая дружба в Ремесле.
© сойт, июнь 2012
|
|
Рейтинг: 1888 +
назад
|
Невеста-Лита, Лита-Королева.
(Иллюстрация Midsummer's Bride by 'Foxfires, фрагмент)
___________________________________
Розы-шиповник, пена белых ночей Литы.
____________________________________
Обережные лестницы ведьм плетут на Литу.
Если нужна волшебная палочка или другой магический инструмент, посох, рукоятка для меча - Лита хорошее время,чтобы выбрать себе инструмент по руке.
_____________________________________
Полночь Литы. Финляндия.
(Фрагмент фото by by ~Welhotar)
__________________________________
Женская магия - это и пояса любимым с вплетёнными травами, сорванными на Литу, и венки, которые дарят женщины возлюбленным. Литы-летние травы насыпают потом в ладанки-обереги для любимых.
Сплетённые на Литу венки пар, похожие друг на друга, из тех же трав да тою же рукой - и короны-венцы, и знак единения.
Венок- всегда корона, и если иная девица ещё не сыскала себе короля под стать, то пускает свой венок она по текучей воде, спрашивая духов, что будет за судьба её в будущем году. Если венок тонет, то заботы и дела впереди, не до любовных увеселений, в другое время искать ей счастья. Если венок уплыл далеко-далеко, то из чужих земель приедут за ней, увезут-украдут сердце, а быть может, и владелицу венка. По тем венкам, что река вынесла на берег, на следующий день гадали о здоровье. Если цветы свежи, то цвести будет и та, что его сплела. Если подгнили и увяли - берегись,девица, это дурной знак.
...и кстати:
Библия запрещает ношение венков
«Употребление венков не дозволено... Разум, седалище которого в мозгу, не следует какими-то венками сковывать. Служители Вакха не иначе справляют свои оргии, как в венках; возложив на себя их, до крайности они воспламеняются. Поэтому нам отнюдь не следует через употребление венков поддерживать общение с демонами. Несправедливо себя увенчивать цветами, когда мы знаем, что на Господа возложен был венок из тернов» (цитаты из Первого послания коринфянам апостола Павла и Евангелия от Матфея и от Иоанна).
...и ещё:
Есть предположение, что обычай вручать любимой или любимому венок в знак сватовства, выбора своего сердца, перерос позже в обмен кольцами - обручение. Раньше после венчания невеста кидала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает - той следующей выбирать себе пару.
Свадебный венок невесты - ей оберег на торжестве и её венец во время коронации-церемонии. Венок сохраняют для счастья в браке, а вуаль (обычно именно вместе с венком) хранят и передают дочерям в семье - для счастья и доброго житься .
Венки с Литы вешают над алтарями, над входом в дом, кладут в колыбели, чтобы ребенок рос здоровым, и никакая хворь не липла к нему; венки иной раз расплетут и составят из трав связку для курений: чтобы "выкурить" из дома дурного духа.
__________________________________
|