Из непридуманного:
"-Тебя надо обнимать, нежить.
-От нежити слышу."
 



Что такое
эзотерическая
консультация?

 

Практика
Практика / Колесо Года: Бельтайн
Колесо Года: Бельтайн

Бельтайн

 

Начало мая - всегда дни праздников. Вне зависимости от календарного стиля, традиции, земли, на которую приходит светлый май, и народа, который приветствует воцарение ранних рассветов и тёплых ночей.

В некоторых районах Шотландии Бельтайнские празднования растягивается на две недели, до 15 мая. Фестивали и ярмарки начала лета приурочены к этим датам, но это не ярмарки собранного урожая и добычи, как осенью, это ярмарки грядущего сезона, ярмарки искусств и умений, ремёсел и мастеров. Фокусники, жонглёры, бродячие актёрские труппы - всё приходит в движение на Бельтайн, все снимаются с места для летних путешествий.

Майские праздники, маёвки - начало лета, все, что связано с ярким временем года, когда день не просто кормит год, но и даёт пищу для сплетен, переживаний, дум ещё на целый оборот Колеса - занавес этого времени поднимают Майский Король и Майская Королева.

Майский Король и Майская Королева – Бог и Богиня на время празднеств. Иногда их выбирают заранее, но довольно часто выборы Майского Короля и Королевы - часть Бельтайнских ритуалов. Иногда их выбирают отдельно, часто даже случайным образом, предлагая вытащить монету из мешка, иногда Майским Королём становится юноша, победивший в состязании или соревновании: борьбе, беге или стрельбе, а Майская Королева- победительница гласного или негласного конкурса красоты и обаяния.

В таких случаях Король и Королева могут быть не парой, но после коронации они ею станут- пусть и на одну ночь.
Оттого Короля и Королеву чаще выбирают из свободных мужчин и женщин, но это целиком и полностью зависит от традиций тех,кто празднует.
В любом случае Король и Королева принадлежат друг другу в Волшебную Ночь и выказывают друг другу всю возможную преданность и расположение.

В иных традициях Король и Королева должны быть парой не только на одну ночь. Тогда и выборы их, и последующие ритуалы проводятся иначе.
Первым выбором становится выбор Королевы, Короля же выбирают позже.
Иногда она сама выбирает себе спутника на праздничную ночь, который и становится Королём Мая.
Иногда за Королеву происходит ритуальная битва или сражение.
Иногда Королём становится её наречённый и/или консорт.
Иногда Королева ищет своего Короля с закрытыми глазами, наугад, будто играя в жмурки с судьбой.
Иногда Королём Мая будет Жрец, которй поможет избранной Королеве достойно править в Великую Ночь.

Всё то же самое может быть и наоборот, но всё-таки Короля прежде Королевы выбирают реже.

Майской Королевой девушку могут выбрать подруги, товарки-ведьмы, братья и сёстры в ковене, но это не выбор в обычном понимании этого слова. Королева приходит сама: присутствие Богини в ком-то чувствуется всеми жёнами и девами. Быть может, это юная девушка, которая внезапно и чарующе расцвела и повзрослела именно в этот год, случается, что это новая жрица в ковене, открытие и дар прошедшей весны, иногда- это новая невеста, для которой эта весна и лето - свадебный сезон.
В зависимости от того, какова Майская Королева, выбирается и Король.

Король и Королева на празднике Бельтайна наряжены в зелёное. Люди же этого цвета опасаются: не хотят разозлить или обидеть ревнивых лесных духов.
Зелёное одеянье- знак принадлежности к Весёлому Двору, к Двору, дамы и кавалеры которого носятся первой майской ночью по лесам, славя свою королевскую чету, но наутро исчезнут, рассыпятся ворохом огоньков в тумане, сгинут, как и не было.
Кто знает, наденешь зелёный плащ- и в лесах закружат тебя призрачные придворные, заманят с собой.

Король и Королева счастливая чета, жених и невеста на празднике.
Бог и Богиня обретают на эту ночь их лица, улыбаются их устами, смеются их голосами.
Милость майских Короля и Королевы- милость Богов, потому торжественной процессией обходят они улицы и дома. Их свита – молодые люди и девушки, дети – вечные любители карнавалов. Когда майские гулянья организуют заранее, то хожденье по улицам и домам превращаеися в отдельный танец: танец с гирляндами. Цветочные гирлянды обвивают вокруг небольших проволочных арок, чтобы танцующим было удобнее нести их.
Предводитель весёлой толпы, разубранной белыми и алыми розами - Шут, это обычно самый опытный танцор, способный импровизировать. Его наряд украшен особо - это или яркое перо на шапке, или многоцветный пояс. Он и ведёт процессию по улицам, и шутит с прохожими, и поздравляет их, и не даёт скучать толпе своих подопечных-плясунов.

Иногда шествие - ритуал до коронования. Тогда Король и Королева идут пешком, часто даже это две отдельные процессии, заходящие в дома, чтобы принять и оставить пожелания удачного лета.
С танцами и под весёлую музыку идут молодые люди и их свита по домам, где их встречают радушно.
Будущая Королева - юная природа-невеста, Земля и Мать Мира на пороге цветения. Она несёт благоденствие, плодородие, щедрость, тепло, мир и милость. Будущий Король - охотник и воин. Это Бог, необузданный и дикий, непредсказуемый и буйный. Его пожеланья во всякий дом, его дар - веселье и радость, отвага и движение, удача и победа.
Процессию Королевы можно одаривать подарками, за что Придворные Дамы осыпают хозяев цветами на удачу.
Процессию Короля поят вином и угощают (или же присоединяются к процессиисо своим угощением к общему столу)
Если эти процессии и пожеланья до коронации, то Король и Королева могут быть без корон и без мантий.
Короны- это венки из веток и листьев, украшенные цветами, цветы обычно красные и белые, иногда жёлтого цвета.
Зажигаются первые костры, Священная Чета всходит на свои престолы.
Короля и Королеву провозглашает правителями Мира и Великой Ночи жрец. Иногда он же и возлагает им на головы короны и накидывает на плечи мантии, зелёные и сверкающие. Бог и Богиня соединяют свои руки и уста: на эту ночь они вместе, неразрывно соединены, и Мир ликует.

В Европе Бельтайн ещё не совсем летний праздник, не всегда найдётся и зелень для венков-корон, потому главный и самый жеркий огонь нужно разжечь танцем и поцелуями. Говорят, поцелуешь кого-то на Бельайн- непременно разгорится огонь в сердце. Долго ль ему пылать? Кто знает, но теам,кто боится обжечься, особенно осторожным стоит быть в Великую Ночь.

Первые майские дни- первое летнее тепло, и даже если ветер и сырость - это уже летние ветра. До Бельтайна Великая Пара- юноша и девушка. В Бельтайн играют Великую Свпдьбу, Бог и Богиня вступают в свои права, их священное обручение одновременно и священная же коронация, восхождение на престол till death do us part, пока смерть не разлучит их - до Самайна.

С Бельтайна до Литы солнце высоко, и вся земля поднимает взгляды вверх, тянется выше. Как между Самайном и Йолем мы погружались в пучины скрытого, так между Бельтайном и Литой мы взлетаем высоко, обгоняя друг друга, вслед за искрами костров.
Чем выше Бельтайна костёр, чем сильнее раздуешь пламя, тем больший простор откроется тебе сверху, всё подвластно тем,кто умеет летать, в Вальпургиеву ночь, в ночи костров. Самое несбыточное, самое дерзкое, всё, что требует решительного шага и отваги - свершается Тайным Племенем. Многие знают о том и не рискуют ходить в леса - каждой твари есть празднованье и дело, и радость и веселье в ночь Бельтайна.

Среди восьми Великих Шабашей Ночь Костров, Бельтайн, входит в цепочку четырёх Шабашей очищения:

Имболк,
Бельтайн,
Ламмас (Лугнасад) и
Самайн.

Огонь костров в эти дни обладает свойством впускать в себя одно и превращать в другое. Что взлетело над костром, уже не будет прежним, весна сменится летом в ночь Бельтайна, лето-осенью на Лугнасад, осень- зимою в Самайн и наконец снова придёт новая весна в морозный ещё Имболк. Это праздники-предчувствия весны, лета, осени и зимы. Это время самых чутких носов и острого слуха. Это календарные отметки тем, кто ведёт, потому они случаются раньше чем календарная смена времён года: ведь календарь для тех,кто следует.

В ночь Самайна по земле несётся Дикая Охота, посольство Мира Нижнего, Мира Мёртвых. В Ночь Бельтайна на земле пляшут Боги Мира Верхнего, Врата Другого Мира открываются на Бельтайн иначе: смертные и бессмертные, Старшие и Младшие, - все празднуют начало лета вместе, все встают в хоровод.

Говорят, что если смотреть внимательно, на Бельтайн встаёшь в один круг и идёшь в танце. И если глаз остёр, а душа весела, то увидишь ещё два круга.
Ближе у костра - Мелкий Народец, эльфы и духи. Пляска их радует глаз, наполняет смехом сердце.


А за спинами встают в свой танец Старшие. Их движения легки так, что и не видишь, как быстро перемещение, и есть ли оно. Если Старшие позволяют видеть свой танец, это знак их расположения, случаются, что хороводы переплетаются меж собой: рука об руку несутся в свете костра плясуны со всех окраин МИра. Будто крылья раскрываются за спиной, а земля остаётся далеко внизу: лишь тянись за искрами костра. Кто знает, о чём я - подтвердит: скачка становится бешеной, время будто останавливается, и лишь рассвет возвращает на землю тех,кому пора вернуться к своим очагам.

Бельтайн соединяет руки не только в танце. Это время заключения договоров, оплаты задатков, авансов и обещанного. Нарекают молодые люди себя невестами и женихами. На Бельтайн союзы оглашают: год и день будут связаны словом люди. Обещанье любви или дела, на Бельтайн данное, длится до нового Бельтайна. "Кто в мае женится, всю жизнь мается": зелёные наряды и союзы на год не людское счастье. Кто хочет "вечно", кто стремится найти себе место подле кого-то "насовсем", тому не по душе слово, данное в Бельтайн. Но зато крепче этого слова нет. Многие пары обновляют свои обеты ежегодно, как люди празднуют годовщины - и каждый год у них колдовская свадьба.

Светлым праздником считают Бельтайн, но травы его - крапива, полынь, шалфей. Растения-деревья - тёрн и рябина.
Это всё - символы очищения, а где очищение без утрат?
Огонь Бельтайна таков, что всё , вышедшее из него, прошедшее очистительные обряды, пойдёт в рост. Оттого до Бельтайна всегда важно завершить уборки и чистки- в доме и душе.

Угощенье Бельтайна - вино и эль, кислые соки и взвары, и,конечно, большие круглые пироги, Разламывают их, делятся друг с другом, а тот, кто найдёт кусочек угля, спрятанный в начинке, будет наречён на эту ночь Старухой, Каргою Дряхлой, чтобы помнили молодые и весёлые, опьянённые весной и вином юноши и девы, что время всегда бежит рядом, в любом хороводе, в любой пляске.

 

© Сойт, май 2010


Soit
Рейтинг: 1974 +

назад

Танцы с майским шестом.

Традиционно шест - атрибут Бельтайна, символ фаллоса Бога, соединившегося с лоном Богини в спелетеньи многоцветных любовных потоков. Оттого танцы с лентами у шеста - атрибут не только майского праздника, но в некотороых странах (особенно северных, например, в Швеции) - и Литы тоже.

Майский шест, приготовленный для танцев.
Фото Бельтайна 2010 by blackberrycircle

Шест вкапывают заранее, часто выбирают такое место, где его удобно будет оставить для постоянных празднеств. Потому тот конец, который будет в земле, иной раз уместнее просмолить.Однако если шест устанавливают лишь на время праздника, то из самого процесса вкапывания шеста непременно делают особое событие: ведь в этом случае это не организационное мероприятие, а едва ли не главная часть ритуала. Погружение шеста в землю может сопровождаться литьём жертвенного вина в яму, песнопениями, заклинаниями...а может - солёными шутками, из тех, что обычно не для дамских ушей. В любом случае вкапывать шест, чтобы не завалился во время танца, нужно на совесть- не менее чем на 60+ см в глубину.

Ленту выбираем широкую, лучше около 10 см в ширину: такие ленты удобнее держать, но главное- узор цветных лент на шесте красивее,если ленты широкие: он смотрится узором, а не невнятной "пестрядью".


(фото by blackberrycircle)


Длина лент - из расчёта две длины шеста, но не менее 4-х метров.. Если планируется сложный постановочный танец с перестроениями - то до 4-х. Минимальное число цветов - два, красный и белый, если решают делать шест многоцветным, то плетут в 4, 6, 8 цветов. Классическое число танцоров ( и цветов) - 8, но ,разумеется, никто не придерживается этого правила,равно как и того,что должно быть равное количество мужчин и женщин в танце. Если кого-то больше, то вполне можно просто разделиться на две условно равные группы.

Простой танец - это движение танцующих по кругу. Мужчины (половина танцоров) двигаются в одну сторону, женщины - в другую. Танцующие по очереди либо оббегают тех,кто движется им навстречу, либо подныривают под их ленту.
Ленту держат в той руке, которая ближе к шесту: те,кто движется по часовой стрелке - в правой, кто движется против - в левой.

Но, конечно, детям веселее такой стиль танца: на лентах-цепях можно кружиться.


(фото майского празднования в Ланкастер Парке , штат Теннесси)

___________________________

 

И за волшебной ночью наступает волшебный рассвет. Первый рассвет ещё одного лета.