Жрица и ковен. Что делать. И чего не делать.
Ковен и ковенная работа – являются частью жреческого служения, жреческого же образа жизни. Ковены – живые, настоящие, развивающиеся – не набирают по объявлению, они рождаются вокруг сильных жриц как признание Миром того факта, что эта Жрица готова открыть врата своего Храма и встать перед богами в кругу тех, кого она туда привела.
То, что с этим кругом единомышленников трудно договориться и ещё труднее управиться, становится очевидно позже. Скажу больше: чем сильнее жрица, тем более странный, своенравный и специфический круг составит её ковен.
Ниже несколько прописных истин, которые я смогла сформулировать только побывав в разных ролях и в разных Храмах.
Обеспечивайте достаточную вовлечённость в Ремесло всех членов ковена. В идеале - в каждый момент времени.
Помните, что есть ковены, куда входят все сопричастные, и тогда члены ковена - это паства. Это часто все знакомые и приятные в общении язычники, которые рядом оказались и продолжают оказываться некоторое время. Ей нужны доступные, но, тем не менее, колдовские формы занятий: праздники, шествия, маскарады и песнопения. Дни рожденья, свадьбы, ритуалы рождения, имянаречения и поминовения тоже могут проводиться в таких ковенах.
Если человек - талант, то он талантлив во всем,
с идиотами такая же ситуация.
Есть же ковены, куда входят посвящённые, и тогда члены этих ковенов не паства, но клир.
Для таких ковенов невозможно ограничиться подобными, часто увеселительно-общеобразовательными вещами.
Для них ценной, развивающей деятельностью является само Ремесло, служение, общение с богами.
Система вторых и младших жриц и жрецов, послушников, хранителей алтаря и диаконов придумана неспроста. В ковене каждый должен получить свою часть ответственности - это его личный "пропуск к ритуалу и алтарю", его персональная причастность к служению. Члены такого ковена, из ритуала в ритуал "изображающие паству", рано или поздно либо теряют интерес к Ремеслу, либо к ковену, либо, увы, к ковенной работе как к таковой.
И да, в таком ключе обучение традиции (или творческая её интерпретация при поощрении жрицы) неизбежно даже в тех ковенах, где обучение изначально не планировалось.
Сохраняйте разнообразие деятельности. Роли в ковене - не все! - должны меняться. Далеко не всем интересно литьё свечей, не 100% состава могут интересоваться астрологией. Одни могут складывать висы, другим не близок этот вид поэтического поклонения.
Должна быть некая динамика и система посвящений. Она может быть личной, традиционной, ковенной или эгрегориальной, её в конце концов можно изобрести, или она сама возникнет в силу обстоятельств, но она должна быть, и в рамках ковена все его члены должны эволюционировать и расти.
Уделяйте искреннее внимание личной жизни каждого в ковене. Личное консультирование и тьюторинг, поддержка непременно должны существовать хотя бы в форме самой возможности. Далеко не всегда жрица готова быть ещё и консультантом: в компаниях и педколлективах для таких целей есть штатные психологи, в некоторых религиозных группах к каждому прикреплён свой ментор. Это может быть мантический час или общие ритуалы для избавления от грустных мыслей, но что-то быть должно - и лучше, чтобы это была индивидуальная работа.
Самый редкий вид дружбы – это дружба с собственной головой.
Держите дистанцию. Не играйте "в друзей". Ковен ближе к "семье", чем к "компании". В семье бабушки не рассказывают внукам, в каком возрасте перестали менструировать, а воспитанные внуки не тушат бычки в семейный хрусталь и не берут книг с полок без разрешения. В идеальном варианте на выходе получается очень дружная семья.
Не вовлекайте членов ковена в ваш быт. Если это невозможно, то отнеситесь к этому с максимальным чувством меры. Как только кто-то из членов ковена оказался в негласной роли "личного шофера", "курьера", "секретаря", роль этого человека уходит из служения в Ремесле в служение тому, кто в Ремесле. Отсюда, увы, лишь один шаг до взаимного недовольства и упрёков.
Принимая плату за обучение, пожертвования, спонсорские выплаты и десятину, обозначьте каждый из взносов соответствующим образом. Все эти выплаты, являясь полностью добровольными, представляют собой формы простейшего служения и работы в Ковене и поддержания его жизнеспособности. Также эти выплаты нормальным порядком не столько поддерживают и мотивируют Жрицу, сколько функционально делают её собственное служение богам в рамках ковена возможным. Этот момент должен быть максимально прозрачным. Форму "кто что может", "кто сколько даст", "когда получится" можно использовать как дополнение.
Нельзя использовать труд как эквивалент данных выплат, не обговаривая и не анонсируя это внятно.
В качестве основной модели взаимопомощь вместо материальной поддержки (оплаты треб, оплаты обучения, участия в общих ритуалах или общих же столах) часто оборачивается взаимным заблуждением: одни полагают, что дают много, другая же сторона часто пребывает в убеждении, что те не дают ничего вообще. Проще говоря, три метра витой пары в жреческое хозяйство – вещь полезная, но в качестве взноса в общий котёл на шабаш не идут.
Если возможно, уберите опьяняющие и дурманящие вещества из практик. По крайней мере, на начальных этапах работы. По крайней мере, для не прошедших посвящения. Если вы сами не в состоянии или просто не расположены отказываться от использования изменяющих сознание средств в практике или в быту, не спешите переносить эти обычаи на паству и круг. Более того, не спешите знакомить их с самим фактом подобных ваших привычек. Если кратко: много нервов в будущем это вам сбережет.
Нервный человек не тот, кто кричит на подчинённого, - это просто хам.
Нервный человек тот, кто кричит на своего начальника.
Не обсуждайте одних членов ковена с другими кроме как в положительном ключе. Хотя ничто так эффективно не сплачивает часть группы, как негатив по отношению к другой её части, это самый верный путь данную группу разделить и расколоть. В сущности, когда такая инициатива исходит от жрицы, это негласное предложение очистить или разделить ковен. Практически никогда такое разделение не заканчивается новой формацией исходного ковена в прежнем составе.
Все упрёки высказывайте "перед богами", то есть в храме, обязательно с нейтральной точки и с глазу на глаз. Главным образом, это единственный способ заставить себя услышать. Либо вы обладаете жреческим авторитетом, и именно в данном случае решаете им воспользоваться - и это работает - или этого авторитета нет, и смысла проводить выволочки в иной форме - ни малейшего.
Помните, что прилюдное обсуждение чьих-то недочетов - форма наказания. И обсуждаемые будут чувствовать себя именно наказываемыми.
Разделяйте личные и ковенные отношения и роли. Если это невозможно, решите для себя, что вам важнее: ковен или приятельские отношения. В итоге сохранится тот формат, в котором вы будете существовать большее количество времени с большим вниманием.
Помните, что ваш выбор должны разделять члены группы: то есть выбор всех должен склониться или в сторону ковена, или в сторону "тусовки".
В женщине не надо сомневаться!
Сомневаться надо до и после.
Не разводите романтических отношений с членами ковена. По собственному опыту скажу, что идеален вариант, когда во главе собрания колдунов и ведьм - ранее сложившаяся жреческая пара. Это прекрасно и в ритуальном отношении, и в плане разделения ролей, и в создании адекватной атмосферы в коллективе. Точно так же понятно, что сложно устоять, когда на тебя с восхищением смотрит кто-то, стоящий рядом в кругу. Как мудрость очаровывается юностью и неискушённостью – тоже предельно ясно.
С другой стороны, естественно, что от ученического, послушнического, почти детского восхищения до вожделения и жажды одновременно принести себя в жертву и обладать – один шаг. Но пусть это и распространённая практика, даже часть некоторых традиционных посвящений – я всё равно скажу: это также и источник потенциальных конфликтов и пробуждения в кругу совсем не мистических, а вполне бытовых чувств. И весьма специфического характера.
Потому если вам нужна стабильная (!) в плане работы группа без внутреннего шипения и косых взглядов – избегайте тащить в постель народ из круга и по возможности ограничивайте промискуитетные (если это не предусмотрено соответствующими практиками) настроения в группе. В противном случае на выходе получите либо мыльную оперу, либо бордель.
Предают всегда свои.
Помните, что идеализация является неотъемлемой чертой жречества, так как происходит слияние личности земной с божественной сущностью, которой она служит. Одно из жреческих послушаний - это постоянное лавирование в мире строжайших требований к жрице со стороны божества (и/или с собственной) и завышенными и часто (да практически всегда) необоснованными ожиданиями членов ковена и паствы.
Жрица наделена властью и авторитетом, но весь объём испытываемой к ней симпатии и тепла в действительности направлен на её божественную функцию. Если это условие каким-то образом неприятно или не устраивает, то удобнее пересмотреть свою роль для членов ковена, тогда всё отношение будет к вам лично.
Не выносите собственные проблемы и требования в ранг требований главы ковена к его членам.
Вообще, самые функциональные ковены я видела там, где жрица и глава ковена – были разными людьми. Жреческие и наставнические функции были у одного персонажа, организаторские и учительские – у другого.
Вся русская литература построена на страдании:
страдает либо автор, либо персонаж, либо читатель.
Увы, с человеческой точки зрения, в огромной степени жрица - самое связанное невидимыми путами существо в ковене. Это обратная сторона того, что в ней вьёт гнездо божественная сила - и её голосом она поёт гимны, и над Жрицей возносятся этой силы златые как полуденное солнце или чёрные как мрак ночи крылья.
P.S. Разумеется, далеко не каждому собранию ведьм удаётся собрать все описанные «мины».
Разумеется, у всех этих «ловушек» есть степени и степени степеней тяжести и сложности. Разумеется, у большинства этих импровизированных «правил» полно исключений. Разумеется, одна пробоина не означает, что судно пойдёт ко дну.
Главное, не назначать судном решето – и здравый смысл нам всем в помощь!
© soit, январь 2015
|