Ковен,
шабаш....как это работает.
Принято считать ковеном (или шабашем)
группу ведьм (магов, колдунов), работающих вместе. Можно было бы возразить,
что "шабаш" - это единократное собрание практикующих ведьм
и колдунов, знакомых друг с другом, для совершения какого-либо магического
действия. Однако в этом случае мы имеем дело с метонимией - то есть переносом
части значения на весь предмет целиком. Итак, шабашем во многих источниках
именуется не только собрание ведьм и магов, а постоянный состав тех, кто эти
собрания посещает. При этом каждый член группы, будучи уникальным и неповторимым,
привносит в общую палитру свой, такой же уникальный и неповторимый оттенок.
Это может быть особенность работы, специфический подход к решению проблем,
иные нюансы. Таким образом, группа представляет собой единый организм, единое
сознание, но при этом каждый ковен – уникален.
Меньше можно.
Больше – нельзя!!!
Госпожа Беладонна
Число членов ковена обычно равняется
тринадцати. Бывает, что ведьм меньше, но обычно не более тринадцати. Частично
это объясняется традиционным же размером
ритуального круга. Максимальный диаметр его равен 9-ти футам – 274,5 см (реже
– семи; один фут – 30,48 см: считайте сами). Большему количеству народа тяжело
разместиться в таком пространстве и при этом эффективно исполнять ритуальные
действия: разумеется, никто не хочет одним лишь широким взмахом собственного
жезла задрать подол ведьме слева и ткнуть в глаз ведьме справа. А танец? Вы
пробовали танцевать в круге такого размера, как бы это получше сказать,
втринадцетером? Если пробовали, то, думаю, понимаете, почему это предел.
Кроме того, есть определенный набор ролей, функций внутри ритуалов.
Число этих ролей ограничено, и нет никакого смысла «раздувать штаты», обделяя
при этом кого-то возможностью полноценно участвовать в ритуальных действах.
Гораздо более важной причиной ограничения ковена по числу участников является
требование относительно сплоченности группы. Близкие и дружеские отношения
сложнее установить в большом коллективе. Поэтому практически любой шабаш формируется
не на пустом месте, а из группы друзей, «тусовки», а еще чаще - семьи. В результате
ковен это друзья друзей и родственники родственников. Случайный человек в
ковене – невозможен. Речь далеко не всегда идет о кровных родственниках –
родство должно быть прежде всего духовным, родовым.
Забавно, но «официальная наука» придерживается сходных взглядов на
численность гипотетической «идеальной группы»: согласно многим исследованиям,
она составляет именно 12 человек. Плюс- преподаватель. Ковен же изначально – расширенный вариант семейного
объединения, и потому за численностью «голов» никто не гонится.
Загадка:
На большом
необитаемом острове воюют два племени.
В одном племени
1 млн. обезьян,
каждая хочет
взять палку и пойти на врага.
В другом племени 150 млн. обезьян,
каждая хочет,
чтобы кто-нибудь взял палку и пошел на врага.
Кто победит?
Когда ковен становится слишком велик,
то начинается процесс отделения нового ковена от старого. Тогда говорят, что
«ковен роится». Старый ковен какое-то время обеспечивает поддержку более молодой
группе. Разумеется, это происходит лишь в том случае, если отделение произошло
естественно, по обоюдному согласию. Из самой этой оговорки следует, что далеко
не всегда отделение одного Круга от другого случается запланированно. Если
подобное событие рассматривается как возможное , то глава старого ковена (
или Жрец, Жрица, Старший, если уклад в группе отличается от иерархического)
готовит себе преемника, а также "воспитывает" того или тех, кто
впоследствие сможет встать во главе собственной ритуальной группы. В зависимости
от принятой в традиции системы посвящений в старом ковене есть несколько членов,
которые впоследствии смогут стать основателями нового шабаша. Требования к
таким членам заведомо намного более высокие, например, они первыми получают
посвящения, должны владеть техниками, не обязательными для остальных (например, той же
техникой посвящения в члены ковена). Иногда будущим жрецам и жрицам приходится
выполнять какие-то особые виды работ в ковене: работу с неофитами, воспитание
детей членов ковена. Однако в принципе степень близости, духовного родства
и, главное!, взаимного доверия ведьм и магов должна быть достаточной, чтобы
при необходимости жреческий жезл мог принять любой из них. В то же
время никто не стремится получить власть в этом шабаше. Эта
потенциальная возможность при отсутствии жажды власти обеспечивает положение
дел, при котором власть в ковене не переходит из рук в руки, но зато образуются
новые группы. Если изначально организация была демократического характера,
то члены старого и нового ковенов поддерживают связь, остаются друзьями. Если
же вся система строится на послушании и поклонении одному
персонажу, то часто роение ковенов оказывается вынужденным (впрочем, от этого
не менее успешным и плодотворным). Это может быть результатом серьёзных разногласий
внутри группы, и разделение представляется единственно разумным выходом из
тупиковой ситуации. Разумеется, в таких случаях новый ковен не желает иметь
ничего общего со старым. Но в любом вновь созданном ковене структура
может отличаться от изначальной. Но главное в любом ковене – это отсутствие
«балласта». Столь небольшая численность практически совершенно исключает возможность
«отсидеться» за чьей-то могучей спиной, даже если такое желание и появится.
Никто не может участвовать в шабаше «за компанию». Групповая работа прежде
всего именно – работа, и если в данный момент группа не проводит ритуал,
то это не значит, что работа приостановлена. Она постоянна. И постоянно –
групповая. Кстати, поэтому многие и предпочитают работать одни: не всякий
выдержит параллельную индивидуальную работу над собой, постоянное самосовершенствование
и отлов тараканов коллективных. В любой момент времени любой член шабаша теоретически
должен быть готов собраться в течение трех минут и отбыть в направлении кого-то
из «семьи» для решения проблемы. Доходит до того, что в случае неприятностей
в первую очередь звонят не в скорую и не в пожарную команду, а жрице. Ясно,
что в таких обстоятельствах тем, кто категорически не любит напрягаться, приходится
ой как тяжело. И впоследствии они либо учатся думать не только о себе, но
и стоять на защите всех остальных, быть готовым в любой момент обеспечить
помощь в той сфере, где они компетентнее других, либо покидают ковен.
Эй ты! Куда идешь!?
- Туда!!!
- Ух ты... А разрешение у тебя есть?!
- А то! 800 на 600!
В каждом объединении ведьм естественно
существует система «кругов», степеней посвящения. В отличие от социальной
лестницы восхождение внутри этой иерархии не может быть целью любого из членов
ковена. Практиковать магию можно в полном объеме, не являясь ни жрецом, ни
жрицей. Большинство ведьм никогда не станут жрицами внутри ковена, и они приходят
в круг не за властью, а за возможностями, которые может дать только групповая
работа. Рост ковена происходит в процессе вовлечения новых членов. Существует
два традиционных пути. Во-первых, в ковен вливаются родственники, пары и дети
действительных членов ковена. Это происходит только по достижении их совершеннолетия,
при наличии их добровольного и сознательного на то желания и с разрешения
главы шабаша. Другой путь – когда кто-то из членов ковена проводит обучение
приемам и основам магии. Тогда случается, что кто-то из учеников желает идти
дальше в совершенствовании и познании и выражает не только желание, но и способности
влиться в групповую работу. При любых обстоятельствах новые члены ковена принимают
определенный свод правил, установленных внутри шабаша. Этим правилам они подчиняются
безоговорочно и получают совещательный голос только по прошествии значительного
периода времени. В некоторых ковенах
Ремесло – знание, наука. В других – религия. Новичкам следует отдавать себе
в этом отчет. В любом случае членство в группе магов предполагает серьезность
занятий магией. Это своего рода переход от «хобби», увлечения к образу жизни
в полном смысле этого слова. Однако не стоит забывать, что законы психологии,
действующие в любом коллективе, остаются верныим и для коллектива магического.
Следовательно, вступая в ковен или только размышляя над такой возможностью,
нужно быть уверенным в своем умении ладить с другими.
По традиции основные знания, ритуалы
ковена заносятся в Книгу Таинств шабаша. По получении первого посвящения член
ковена может ею пользоваться, выписывать информацию в личную Книгу Теней.
Действительные члены ковена, получившие второе посвящение (в разных структурах
оно носит разные названия) участвуют в составлении групповых ритуалов и могут
вносить записи в эту книгу. Если есть возможность, ковен обустраивает особое
помещение для проведения ритуалов. Это может быть городская квартира или загородный
дом. Члены ковена могут собираться вместе, скажем, раз в неделю для обсуждения
своих проблем. Также они вместе празднуют шабаши (саббаты) и полнолуния (эсбаты).
Разумеется, при необходимости члены ковена могут встречаться и чаще - в том
числе и в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств. Порой члены ковена
живут по соседству или вместе – тогда вопрос о частоте встреч оказывается
риторическим.
Если после
пьянки осталось спиртное,
значит внутри
коллектива существуют проблемы...
Само членство в ковене бесплатно,
но оборудование святилищ, храма (если таковой имеется), свечи и тому подобное
покупается сообща. Если кто-то набредает на интересную стоящую вещь, то может
приобрести ее отдать в коллективное пользование ковену. Обычно это не касается
крупных покупок (недвижимости и т.д.) Разумеется, угощение и напитки на шабашах
тоже организуется в складчину.
Ковен обычно вполне демократичное
образование. Но это не причина. Это следствие того, что жрец или жрица подбирают
в работу тех, с кем им потом будет приятно и легко общаться и работать. Это
не обязательно «клоны», но непременно единомышленники, родственные души. Поэтому
любой лидер в магическом объединении - первый среди равных. В то же время каждый член
ковена может высказать свое мнение относительно его работы и планов дальнейшего
существования. Считается, что существуют три круга посвящения. Если кто-то
желает вступить в ковен и добивается посвящения, то решение о принятии его/ее в круг остается
за ковеном. В Викке первый круг посвящения – это обучение жреца или жрицы.
В таком случае фактически новообращенный оказывается послушником или послушницей.
Если их несколько , то ковен учит их вместе, если он (или она) в этот год
один (одна), то он общается с каждым членом ковена, так, чтобы каждый мог
через условленный срок сказать, что передал ему необходимые для следующей
ступени знания. Второй круг (в случае успешного освоения программы) наделяет
собственно жреческими правами. Второе посвящение может быть осуществлено не
раньше чем через год и день после первого. Третье посвящение наделяет правом
основания собственного ковена и дарует титул Верховного Жреца или Жрицы.
Хотя право высказать собственное
мнение есть у любого члена шабаша, тем не менее, лицам жреческого сана перечить
не принято. Вступая в ковен, каждый изначально соглашается с тем, что в группе
есть более опытные и образованные ведьмы и колдуны. Таким образом, одна из
главных целей прихода в группу – это именно обучение, а обучение предполагает
готовность довериться авторитету учителя.
В некоторых ковенах Жрец и Жрица
назначают своих заместителей (или консортов). Их могут именовать «Черным человеком»
и «Девой», впрочем, они могут быть просто ассистентами. Эти члены ковена
могут заменять Жреца и Жрицу в случае необходимости. Часто эти «должности»
являются выборными (особенно в западных ковенах). Если Жрица или Жрец готовят
кого-то из членов шабаша для жреческого посвящения, то они дадут возможность
своему консорту проявить его/ее организаторские способности.
Мудрость не всегда приходит
с возрастом.
Бывает, что
возраст приходит один.
В ковене может быть организован Совет
Старейшин. Обычно в него входят посвященные третьей степени из тех, кто создавал
ковен вместе со Жрицей или Жрецом. Теоретически они уже обладают правом собрать
свой собственный шабаш, или уже имеют подобный опыт за плечами. Они имеют
право совещательного (а иногда и решающего)
голоса, когда дело касается принятия в ковен новых членов. Если кто-то из
Старейшин против данного неофита, то часто кто-то другой из Совета пользуется
своими связями для того, чтобы помочь этому неофиту влиться в другой ковен.
Таким образом развитие одной группы стимулирует развитие
целой сети шабашей, главы которых обычно весьма тесно между собой знакомы.
При подборе состава ковена также играет роль принцип желательного сохранения
равновесия в численности ведьм и магов. Идеален вариант, когда в составе ковена
несколько практикующих пар.
Коль скоро мы уже упомянули о том,
что шабаш – демократическое объединение, стоит отметить и о том, что из этого
правила есть и исключение: В Кругу голос Жрицы – закон. Она представляет собой
Глас Богини. Жрец в кругу – Глас Бога, но в традиции Викки, в частности, Жрец
подчиняется Жрице.
Конечно, никто не совершенен. Иной
раз может показаться, что Жрец или
Жрица ковена стремятся навязать кому-то собственную волю. Несомненно одно
– нельзя позволить неприятию кипеть внутри, разъедая все вокруг. Первый вариант:
можно попробовать полностью принять установленный в ковене порядок. Когда-нибудь
у вас будет собственный шабаш, и там вы сможете поменять законы, к которым
у вас не лежит душа. Если все дело в нюансах, традициях, то не перечьте. Все
идут в кругу по часовой стрелке? Идите за ними. Все кланяются Жрецу? Не сломаетесь
и вы, если склонитесь. Если противоречия более существенны, то имеет смысл
обсудить их лично, с глазу на глаз непосредственно со Жрецом или со Жрицей.
Часто наши страхи оказываются мнимыми,
обиды – вымышленными, и весь «конфликт» не стоит и выеденного яйца. К тому
же талантливый Жрец всегда и талантливый организатор. Имеет смысл сообщить
ему о том, что « не все спокойно в Датском королевстве», хотя бы для того,
чтобы были приняты меры по урегулированию зарождающегося конфликта. Я не говорю
уже о банальной возможности того, что не вы объективно являетесь причиной
раздора: вы только принесли весть о его появлении. И, наконец, последний способ.
В случае если проблема слишком серьезна, и у вас нет никакой возможности смириться
с ней… Что ж …вы всегда знаете, где выход. Ведь так?
© сойт , июнь 2003