Здесь несколько часто возникающих ( не только у неофитов) вопросов, касающихся шаманизма , и ответы на них, разумеется.
- Вовочка, какой уровень
смертности в Эфиопии?
- Мм… ну … по одной смерти на каждого человека!
Корни многих, если не всех, религиозных конфессий, мировоззрений лежат в рамках традиционных, ныне называемых "шаманскими" взаимоотношений с окружающим миром. Практически каждая культура сохранила в себе те или иные архаичные черты, которые принято считать типичными для шаманизма. Именно поэтому, если рассматривать проблему в максимально широком плане, то течений в шаманизме ровно столько, сколько существует народов, традиций, религий, убеждений, философских школ. С другой стороны, если попытаться ограничить число и придать ему хотя бы относительную определенность, то немедленно возникнет вопрос о системе критериев, с помощью которых та или иная культура будет считаться "шаманской" или нет. Такой системы нет, и едва ли она возникнет. Однако шаманским ( хотя бы отчасти) можно признать Путь , который подразумевает осознание всего вокруг как единого и живого, наделенного частицей Великого Духа, его воплощением. Как следствие--шаман способен именно общаться ,творя магию--ведь изменяя мир ,он изменяет себя и наоборот. Практически все шаманские культуры воспринимают мир сновидений как реально существующий и активно включают его в свою жизнь. Подобных черт можно выделить десятки, если не сотни. Иногда разделяют ,например, гавайский шаманизм, сибирский шаманизм, полинезийскую ветвь, пути племен американских индейцев, африканские разновидности шаманизма. Однако каждая из этих групп , в свою очередь, может быть разделена еще на много подгрупп. Следовательно, более рациональным представляется сравнительный анализ верований и мировоззрений, существовавших и существующих по сей день у разных этносов , и последующий синтез общих закономерностей.
Те формы шаманизма, которые сохранились в наиболее цельных формах ( мировоззрение, культ, система верований и обрядов, социальные особенности --все в совокупности) , а не в виде отдельных черт -- это шаманизм аборигенов Австралии, шаманизм толтеков (Мексика и юг США--в основном на территориях резерваций), практически любое из племен, которых не коснулась цивилизация в обычном смысле этого слова. Можно с большой степенью вероятности утверждать, что любое из племен Амазонии, живущее в тех местах, которые считаются совершенно непроходимыми, будет поклоняться и почитать скрытые силы мира именно через призму шаманизма. Склад ума, логика, структура общины --все будет так или иначе отражать основные принципы и подходы шаманизма в его первоначальном виде.
...и от полученных знаний скончался на месте…
Как и любое другое знание, шаманизм поддается изучению. Схема проста-- вы находите источник и черпаете из него знания. Я намеренно не говорю "информацию", потому что информация-- лишь часть знания. Кроме нее оно включает в себя и понимание( то есть "со-настройку" системы мировоззрения и внутренней душевной и психической организации с учетом все новых данных), которое достигается с течением времени, и осознание ( активное прописывание в себя информации ), управление осознанным, полное владение знанием и многое, многое другое. Знание ( часть его) может поступать из книг, любой иной печатной продукции. В связи с этим стоит упомянуть о том, что хотя какие-то аксиомы и можно получить из учебников по шаманизму, но если вы хотите получить то самое понимание и осознание, то в качестве материального источника стоит использовать мифологию, эпосы, сказки, постепенно самому выводя те самые аксиомы. Да, информация тогда будет приходить медленнее, но осознание и понимание будут появляться синхронно вместе с ним. Если же идти от теоретических изложений, то они непременно должны быть подкреплены обширным этнографическим материалом, иллюстрирующим сами постулаты. Если есть возможность выбора, то лучше предпочесть литературу с описаниями обрядов, быта, убеждений, системы верований и т.д. того этноса, который и по сей день сохранил шаманство в качестве основы жизненного уклада. С другой стороны, будет лучше, если у вас уже будут хотя бы какие-то фоновые знания об этом народе--хотя бы в силу вашего собственного проживания в непосредственной близости от этого народа. Так, хотя принципы шаманизма более или менее сходны во всех течениях, чукотская традиция нам часто понятнее гавайской. Если вы пользуетесь переводной литературой, приобретайте продукцию известных издательств, зарекомендовавших себя " в теме" с лучшей стороны: именно издательства подбирают себе команду переводчиков. Следовательно, если издательство специализируется на выпуске эзотерической литературы, его сотрудники хотя бы немного знакомы с той самой "темой". Эта особенность чрезвычайно актуальна для книг по шаманизму, так как любая шаманская культура изобилует непереводимыми понятиями, которые нужно уметь объяснить доступно ,кратко и не утратив смысла.
Другим прекрасным и доступным способом изучения шаманизма является то самое общение. Это не обязательно общение с шаманами ( когда такая возможность есть, подобных вопросов обычно не возникает) . Это может быть именно то общение, о котором упоминалось выше: общение со всем миром, возможность видеть собеседника, слушателя в любом существе ли, любой ли вещи, что есть рядом. За редким исключением, шаманы очень мирные , общительные и терпимые создания. Иной раз они бывают безапелляционны в суждениях, но это уже, скорее, свойство всех магов, причем не самое лучшее. Обучение шаманизму отличается от ,скажем, обучения физике: вы знаете закон и понимаете, как происходит нечто. Шаманство, скорее, сродни преферансу или бриджу : все, что вам нужно, -- это чутье и практика… при свободном владении всей необходимой информацией и значительном запасе навыков, доведенных до автоматизма. Конечно, хорошо, если рядом есть кто-то, кто может направить и скорректировать ваше обучение: таким образом экономится ваше время ,которое тут же необходимо употребить на практику и дальнейшее познание. Впрочем, шаманизму нельзя посвятить час, два, три, шесть в неделю или даже в день. Ему нельзя отдать день или два , или шесть в неделю. С шаманизмом можно ознакомиться разными способами, в том числе и вышеперечисленными. Но изучить, познать суть шаманизма можно только полностью осознав себя частью Паутины Мира, всем и ничем одновременно, ниточкой, связующей миры,словом, шаманом.
Жить надо так, чтобы хотелось еще...
Как уже говорилось, это единство и нераздельность всего существующего, наличие ( как прочных, так и едва заметных) связей между любыми явлениями окружающего мира. В мире шамана противоположности --часть друг друга, между ними есть напряжение, но они все равно на каком-то уровне перетекают одна в другую. Это касается и взаимопроникновения человека в природу, и сплетение материального мира со Скрытыми Мирами и единая картина мира, где есть место всему. Отсюда следует то, что шаман воспринимает этот мир во всей его полноте и при этом постоянно развивает свою чуткость к происходящему вокруг . Шаман понимает разницу между разумом и чувствами, но считает это лишь проявлением истинного голоса Души. Для шаманов очевидна связь психических заболеваний , стрессов, акцентуаций личности с возможностью возникновения у этого человека нарушений на уровне физиологии. Некоторые считают, что шаманизм--это умение говорить с деревьями и камнями, ветром и водой. Для других--это постоянное пребывание в ИСС, будь то трансовое ,медитативное или экстатическое состояние. Кто-то полагает ,что шаман ежесекундно восторгается совершенством мира и преисполнен благодарности за возможность прожить следующий миг. В той или иной степени, истина есть во всех этих утверждениях. Разница в освоении шаманизма каждым конкретным персонажем заключается всего лишь в последовательности , с который искатель приходит к этим или аналогичным выводам и в значении, которое он(а) придает каждому из них.
Будучи магами, шаманы всю жизнь учатся быть сначала хозяевами своей судьбы, а позже и умению воздействовать на судьбы других существ. Они выделяют техники определения истинной цели и формирования намерения, знают общие законы магии, общаются со стихиями, персонифицируют и глубоко чтят природу, создают свои личные оракулы и пользуются общепринятыми системами архетипов (Таро, руны, И-Цзин). Шаман не только контактирует с обитателями Скрытых Миров, но и может создавать сущности сам, сильные шаманы находятся в непосредственной связи с божествами своего народа, а после смерти становятся Духами Хранителями Рода . Шаман может воздействовать на события физического мира посредством дружбы с теми, кто приходит из миров тонких, поэтому шаманы медитируют , ясновидят, видят осознанные сновидения, испытывают внетелесный опыт, предсказывают , могут создать привязку, разорвать ее, корректировать судьбу, исцелять и умертвлять. Как и большинство магов , шаманы заботятся о своем физическом теле и многие из них практикуют техники, совершенствующие владение собственным организмом. Шаманы могут создавать или использовать известные ранее молитвы и заговоры. Шаман владеет искусством составления ритуала, обряда , организации магического действа.
Египетские и мексиканские
пирамиды, Стоунхендж, статуи острова Пасхи...
У каждого народа свои Церетели.
Можно как минимум сказать ,что подавляющее большинство шаманов активно используют свои возможности и способности для того, чтобы раскрыть эти тайны. Например, выяснено, что т.н. "аномальные зоны" имеют разное происхождение, часть из них обладает неким предназначением. Используя путешествия ( в том числе и в прошлое) и общение с Духами , шаманы попадают в те времена, когда возводились загадочные храмы и погибали цивилизации. Вообще, практически в каждом течении шаманизма есть упоминания о контактах шаманов и людей с пришедшими из других миров в их истинных обликах. Это в любом случае только подчеркивает идею того ,что шаман постоянно и неустанно стремится к знанию, к обретению нового…или давно забытого.
Ни одна вещь не является всем тем, чем может быть.
Несомненно, внутри шаманизма есть место и религиозным культам ( обычно у того или иного народа есть пантеон Высших Богов и огромное множество разнообразных духов) тоже. Во многих контекстах слово "шаманизм" употребляется именно в значении религии. Но это только часть всего комплекса внутреннего образа этого слова. Особенности культов варьируются в зависимости от народа, зато неизменным остается особый склад ума, логика шаманов, способ рассматривать проблемы и решать их. Нельзя назвать шаманизм и философским течением, и , уж конечно, шаманы не представляют собой социальной группы со сходными интересами ( это отнюдь не кружок макрамэ!) . Однако все эти вещи могут пересекаться между собой (как вместе , так и по отдельности) , накладываясь на главное -- шаманизм-шаманство, Путь, духовная и душевная работа, создание личной системы ценностей, гармонично вплетающейся в Паутину Мира, жизнь , деятельность -- все, из чего состоит существование истинного шамана.
Психоделики обладают тройным
действием:
первое - улучшение памяти на отдаленные события;
второе - снижение памяти на ближайшие события;
третье - … так, о чем мы сейчас говорим?
Поскольку в шаманской картине мире нет месту делению чего бы то ни было на "благое" и "дурное" или , чего доброго , "хорошее" и "плохое", снова надо сказать ,что в практике многих шаманских культур применялись различные природные стимуляторы . Однако в традиционных родах употребление их было строго в ритуальных целях и только теми, кто занимался непосредственно шаманской практикой. На галлюциногены для "простых смертных" было наложено табу, да никому и в голову не пришло бы испытывать страшные видения шаманов на себе. Дело в том, что молодые шаманы начинали ходить в Скрытые Миры сначала с помощью своего Учителя, потом под его наблюдением, но без препаратов. Контакты с духами устанавливались в ИСС, но не в состоянии опьянения . Таким образом в определенный момент ученику требовался прорыв на более высокие или же глубокие слои мироздания и тогда Учитель позволял ему пройти это испытание. Инициируемый, следовательно, знал, куда он попадет и что он может там увидеть. Наркотики же высвобождали резервы сознания, позволявшие шаману проникнуть еще дальше. Единожды "поймав" это состояние, шаман должен был уметь выйти в него без помощи стимуляторов. Если же постоянно использовать препараты (неважно, химические ли, растительные), можно утратить способность погружаться в ИСС самостоятельно, а ведь это и есть чуть ли не основная часть искусства шамана. Впоследствии шаман применял стимуляторы только с совершенно определенной целью. Причем сначала(!!!) определялась цель, и лишь затем шаман приходил к выводу, сможет он достичь ее посредством камлания или же ему потребуется дополнительная сила снадобий. Иногда можно прочесть, что какие-то растительные наркотики выступали в качестве жертвы духам. В дыму курений появлялись образы духов и общались с шаманом посредством символов.
изложение: Тамэт-Кер 09.2002