Про слово "приворот".
Невропатолог
задает четырехлетнему пациенту вопросы :
- Сколько у киски лапок?
- Четыре.
- А
сколько у киски ушек?
- Два.
- А сколько у киски глазок?
- Два.
- А сколько у киски хвостиков?
- Мам, этот придурок никогда не видел кошек?
Итак, полагаю, настала пора немного прояснить терминологию, так как практически в каждом новом источнике мы обнаруживаем слово "приворот". А еще через некоторое время выясняем, что автор вложил в это слово собственное его понимание. Читатель же часто исходит из ранее усвоенных истин, не обращая внимания на разницу в понимании предмета им и автором. Еще бы: термин, слово-то одно!
Поэтому здесь я попытаюсь немного прояснить, что имеется ввиду обычно, что имеют ввиду маги, что имеют ввиду мистики и т.д.
Общим, пожалуй, для всех традиций-пониманий-мировоззрений будет внутренняя форма самого слова--вот ее-то мы и рассмотрим для начала. "Приворот" --основа явно состоит из двух морфем --префикс "при" ( дополнительное значение направления движения, действия --Ср. : "привинчу", "приделаю", "приближусь"-- вкупе со значением физического плотного контакта двух предметов : "прилепить" и т.д.) и корневая морфема "ворот". На первый взгляд все просто: "ворот" -- "вертеть" ( оро/р) . Однако можно взглянуть и на пару "ворот"- "верчу" с другой позиции-- дескать, как хочу, так и верчу. Здесь "вертеть" приобретает дополнительный оттенок значения : "манипулировать". (Ср.: "Да, она же им вертит как лиса хвостом". Например ….;)))) Так хорошо все сходится, не так ли? Не так, вернее, не совсем так. Есть еще одно слово -- "ворожба", "ворожить", которое в свою очередь несет (там же, во внутреннем образе слова) еще одно милое значение. И его просто увидеть даже и без словаря Даля , если знать правила чередования согласных в корне-- одна из самых распространенных моделей--это "ж/г" чередование. Было "ворож"(корень) , стало "ворог". Теперь вспоминаем оппозицию "оро/ра" и имеем: "враг". Стало быть, "ворожить" --это ссорить, поселять промеж людей вражду. Безусловно, Сойт пыталась синтезировать значения , путем умозаключений вроде " жизнь вдвоем ( а мы,если помните, начали про привороты) --вечный бой , где должен остаться только один". Однако, скорее всего истина одновременно проще и сложнее: видимо, мы имеем дело со смешением значений двух слов. Первоначально существовавшие отдельно две основы "делегировали" часть своих значений результирующему понятию, которое по мере развития самого Ремесла вобрало в себя не только комплекс значений каждого из этих источников, но и с течением времени утратило негативную коннотацию при употреблении без приставки. Ныне "ворожить" часто служит точным синонимом слову "колдовать", заниматься Ремеслом. Следовательно, и "приворожить" в общественном сознании превратилось в "приколдовать" ( и прочно закрепилось в узусе -- "приколдовать" - то не существует иначе как авторское , даром, что Word его не исправляет.) В результате, "приворожить" перестало значить "посеять вражду" и сменило смысл на чуть ли не противоположный. Сменило ли? Смысл? Все, что можно сделать на данном этапе -- это попытаться объяснить природу столь серьезных расхождений не только понимания слова "приворот", но и весьма неоднозначного отношения в обществе к феномену приворотов непосредственно. О да, если в самом слове заложено столько негатива, то разве может обозначаемое им явление быть благом? Из вышесказанного можно сделать только один вывод, претендующий хотя бы на какую-то определенность : приворот (слово) имеет отглагольную форму, предполагающую наличие некого действия, которое и описывается существительным "приворот". Несмотря на всю очевидность этого вывода , он влечет за собой некоторый комплекс импликаций в речи, которые могут порождать проблемы общения по линии маг-клиент, например. Скажем, клиентка ставит вопрос " Есть ли на муже приворот?". Маг отвечает, что "Нет, приворота на нем нет". Муж берет и уходит к соседке. Проблема : клиентку интересовало отношение соседки к подобной перспективе ( то есть нравится той ее муж или нет), а маг ответил на вопрос предпринимает ли та какие-либо действия для "увода" ценного члена экипажа из семьи. Ответ был--нет, не предпринимает. Все правы, но коммуникация не состоялась.
Страшно подумать, подумала женщина и храбро задумалась... .
Поэтому имеет смысл выяснить, что иногда подразумевают(!) под приворотом. Во-первых, иногда "приворотом" называется то, что выглядит как приворот. То есть -- привязка. Это канал, соединяющий на одном или нескольких уровнях двух (не)людей, с характерным током энергии. Обычно если подобный вопрос возникает, то этот ток энергии имеет вид той или иной патологии. Как самый типичный случай-- ток энергии направлен не в обе, а в одну сторону , и кто-то из держащих канал является только донором, а второй-- только реципиентом. Вообще при установке канала энергия в любом случае должна хотя бы какое-то время идти обычным образом-- то есть уходить к партнеру и возвращаться назад. Иными словами, если вы собираетесь ставить совершенно новый канал-приворот , то его нельзя взять "из ниоткуда"-- заинтересованная сторона сначала должная будет пожертвовать часть собственной силы для формирования ткани привязки. Проявлением этого могут быть знаки внимания, сдержанная , но искренняя инициатива , поддержка ( в том числе иногда и материальная) объекта интереса. И главное--доброжелательность, доброжелательность и еще тысячу раз доброжелательность. Если инициатор не в состоянии сгенерировать доброжелательность, то нужно попытаться задать хотя бы положительный настрой на исход всего дела. При этом "сдержанность" отнюдь не означает жадности на чувства-- независимо от того, испытывает ли инициатор приворота к объекту пламенную плотскую страсть, любовь до гроба ( так и хочется поинтересоваться--чьего?;) или же (и так тоже случается) жгучую ненависть -- чувства должны быть в наличии. Но если чувства часто уподобляют влаге, то здесь эту влагу нужно поместить в сосуд разума и переливать в виде энергии в создаваемый канал -- осторожно и не расплескав ни капли. ( Частично по этой причине привороты свои и чужие не обсуждают до совершения -- ведь не зря же есть выражение "плескать языком". Чтобы не разметать по каплям внутренние ощущения , все самокопания надлежит производить в составе "я, я самый и распрекрасный я". Если уж невмоготу-- подключите к делу фетча-животного.)
© сойт декабрь 2002