Манипуляции – творческий процесс.
Редкостная скотина ищет изощренную стерву
для совместных дискуссий.


Тема манипуляций – тема, касающаяся человеческих отношений, всегда была одной из самых важных в жизни. Ведь, как правило, мы не можем полноценно существовать в этом мире и взаимодействовать с ним, не усвоив, как правильно общаться.
           Без этого мы не сможем полностью раскрыть себя, других,
           сделать что-то действительно важное,
           Кроме того, общение нас всегда обогащает и придаёт силы.

Манипуляция – часть процесса общения. Мы всегда неосознанно или осознанно стараемся понравиться собеседнику, если он нам важен. При беседе в компании стремимся быть лидером или сделать так, чтобы на вас обращали\не обращали внимание. Мы это делаем, причём порой самыми причудливыми способами, один из которых – манипуляция. Это – оружие «нон грата», обычно к нему относятся с некоторым презрением. Да, можно и так... но гораздо полезнее иметь его в своём арсенале. И, если его использовать с чистыми намерениями, оно приносит много пользы и удовольствия. Например, мы «нечаянно» бросаем взгляд на понравившуюся особу, вкладывая в этот краткий взгляд столько энергии, что объект не может не заметить. Затем – не смотрим в его сторону совсем, наблюдая, как он пытается сообразить, что же это значило. И тут вы, испытав объект затянувшейся паузой, находите повод для «случайной» беседы. И она с лёгкостью завязывается, подогретая вашей маленькой хитростью! Всё это похоже на игру, где есть огромное поле для творчества. Теперь перейдём к сути нашей темы. Я попытаюсь прояснить некоторые моменты, которые помогут лучше в ней разобраться и, возможно, увидеть те стороны, которые до этого оставались скрытыми.

Так что же такое – манипуляция? Позволю себе процитировать  многим известного политолога и историка нашего времени Сергея Кара-Мурзу: 
«Само слово  «манипуляция»  имеет корнем латинское  слово  manus  - рука
(maniрulus - пригоршня,  горсть,  от  manus и  рle  -наполнять)... отсюда  произошло  и современное  переносное  значение  слова  - ловкое обращение с людьми как с  объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует  манипуляцию  как «акт влияния на людей  или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным  подтекстом, как скрытое  управление или обработка»...
Словом можно обидеть.
Словарем - убить.



         Метафора манипуляции складывалась  постепенно. Психологи  считают,  что важным  этапом  в  ее  развитии  было  обозначение  этим  словом фокусников, работающих  без  сложных  приспособлений,  руками  («фокусник-манипулятор»). Искусство  этих  артистов,  следующих  девизу   «ловкость  рук  и   никакого мошенства», основано на  свойствах человеческого восприятия и внимания  - на знании психологии человека. Своих эффектов  фокусник-манипулятор добивается, используя   психологические  стереотипы   зрителей,  отвлекая,  перемещая  и концентрируя  их  внимание,  действуя  на  воображение  -  создавая  иллюзии восприятия.»
               Здесь я всё же остановлюсь и отмечу сразу же ещё одно слово, которое очень тесно связано с темой – слово иллюзия. На этом слове я заострю внимание чуть позже.
               Итак, термин манипуляция имеет очень тесную связь с психологией и взаимодействием людьми в частности. Я бы даже сказал, он неотделим от человека (ещё существует термин манипуляция в электронике, который я упомяну позже). Потому как именно человек способен сознательно работать с информацией. Причём, как ясно из примеров и цитат, приведенных выше, манипуляция всегда подозревает под собой опосредованное влияние на людей. Влияние, созданное так, чтобы перципиент не осознавал, что его действия управляются другим человеком.
 
               Теперь, когда мы немного разобрались с термином манипуляции, стоит коснуться заявленной темы: всё же, манипуляция – творческий процесс или это нечто, не связанное с творчеством и имеет под собой другие основы? На этот вопрос мы не ответим, пока не поймём, что же имеется в виду под словом творчество. Я не буду опять вдаваться в цитирование, а скажу сразу, как я это понимаю. Творчество – процесс, рождающий из ограниченного материала нечто, стоящее по уровню организации качественно выше степени упорядоченности (негэнтропии) данного материала. (Под материалом может пониматься что угодно: информация, объекты физического мира, эмоции, чувства и т.д.) Например: программист, пишущий на языке программу, рождает из синтаксического набора языка программу, которая уже будет иметь большее значение, чем смысловая нагрузка каждого элемента языка и т.д. И чем выше и масштабнее этот качественный скачок, тем ценнее данное творчество.
 
               А что же с манипуляцией?  Как оценить, поднимает ли манипуляция материал на новый уровень или нет? Хоть манипуляция так или иначе касается тонкой химии человеческих отношений, которые всегда сложно поддавались описанию и изучению, всё же, думаю, в дальнейшем рассуждении стоит оттолкнуться от следующего утверждения:  манипуляция основана на создании иллюзии или образа. В этом смысле манипуляцию можно рассматривать как одну из ипостасей творчества.
 
               Зачастую это достаточно сложный творческий процесс. Возьмём, к примеру, учителя, пытающегося привлечь внимание детей – он рассказывает насыщенный эмоциями краткий отрывок, после чего дети отвлекаются от посторонних занятий и начинают слушать учителя с усиленным вниманием. Здесь типичная подмена эмоциональной насыщенности информации – после яркого сюжета сухая информация воспринимается гораздо эффективнее. Здесь наглядно видно, что работа с информацией ведётся на качественно новом уровне – она не просто воспроизводится, а воспроизводится в новом качестве. Учитель накладывает на информацию свой неотразимый отпечаток, и она становится гораздо привлекательнее. Хочется вспомнить термин манипуляция из электроники – там он значит модуляцию сигнала, что в принципе является одной из основных техник манипуляции и творчества – синтез. Мы синтезируем определённым образом два потока информации – несущую волну и пакет информации, эмоциональную окраску и речь учителя. На выходе мы получаем новый уровень представления информации, что можно рассматривать как творчество.
 
               Здесь с вашего позволения я возьму маленький таймаут и попробую внести ясность в некоторые из утверждений. Вот, например, компьютер (кодек в частности) тоже может смешивать два потока информации. Стоит ли такой сигнал считать творчеством? Нет! Потому что здесь стоит понимать, что творчеством это будет только в первой стадии – в стадии создания нового вида информации. Компьютер не способен к творчеству, т.к. он не может действовать без алгоритма, заданной программы... творчеством занимается программист, компьютер лишь пользуется плодами творчества программиста. Ещё один подводный камень, который может всплыть, это правомочность называния продукта синтеза творчеством. Ведь, например, смешивая некоторые частоты, мы можем получить не музыку, а какофонию. Или программист - может написать совершенно кривую и ненужную программу. Вот именно поэтому – манипуляция является довольно сложным творческим процессом!

 

Жизнь - это пропущенный вами вчера рекламный ролик.

Вернёмся к нашим баранам, то есть к аспектам творчества, чтобы провести аналогии с электроникой, как это было сделано на примере термина манипуляция. Заметили, что в предыдущей фразе я произнёс следующее ключевое слово – аналогия (или ассоциация). Вспомним, как нами манипулировали с экранов телевизора рекламой шараги братьев Мавроди, где добрый и простой парень Лёня Голубков вкладывал деньги в акции и уже на следующий месяц покупал жене шубу. Здесь Лёня – образ, который должен был так или иначе ассоциироваться с рядовым обывателем. Типа «что он, умнее меня? Пойду и я тоже куплю жене шубу, вот она рада-то будет!» Явное воздействие на ассоциативный ряд человека всегда использовался в рекламе и техниках одурачивания народа власть придержащими. А как у нас тут с творчеством? Оказывается, и творчеству здесь нашлось достойное место. Возьмем, к примеру, художников или музыкантов. И те, и другие только этим и пользуются – пытаются передать в своих произведениях своё настроение, свои переживания... и насколько им это удаётся, насколько умело они могут передать путём ассоциаций свой внутренний мир остальным, настолько «живыми» и получаются их произведения! (не могу не отвлечься и сказать, что внимательно просматривая различные картины или прослушивая музыку, мы учимся читать чужие ассоциативные ряды, а через них и чужой мир... стоит заметить, обычно богатый и разнообразный, что в свою очередь обогащает наш собственный мир). Ещё вспоминается сцена из фильма, где у босса крупной корпорации были в комнате картины, которые распознавали настроение хозяина и генерировали соответствующее произведение на LCD-холсте. Поди плохо иметь такие же обои, мебель и освещение! Кстати, корпорации типа Siemens уже давно занимается созданием таких «интеллектуальных» домов (правда пока на достаточно слабеньком уровне – система в основном воспринимает команды хозяина, а не сама принимает решения. Что ж,  думаю, не за горизонтом и создание более интеллектуальных систем - был бы спрос!)
Следующий на мой взгляд важный метод творческой деятельности – манипуляции: предсказание. Ведь если мы знаем, что может сделать человек в следующий момент или в ответ на какое-либо наше действие (даже пусть с определённой вероятностью), мы можем откорректировать своё или чужое поведение. Точно также и власти, пользуясь особыми закоными социального поведения (например пресловутый эффект толпы), влияют на массы. Манипуляция – а как же! Творчество? Конечно! Возьмём создание кинофильма, где режиссёр, тонко чувствующий предполагаемый эмоциональный настрой зрителя, делает соответствующую постановку сцены, подборку музыки и т.д. В электронике же такие вещи уже давно используются. Взять тот же самый кэш или технологии обработки и кодирования информации. 
Как видно из написанного выше, манипуляция и творчество – вещи вполне совместимые. Я бы сказал так – манипуляция использует методы творчества. Но иногда вполне очевидно, что методы манипуляции противоречат сути творчества. Иногда ;)                               

© Ар, 2003 
(редакторская правка сойт от июля 2004)

в раздел
на главную

 
              
             
                
          
              
            
          
            
          
          
          
          
          
           
          Rambler's Top100