Строение тел . Человека. И не только.

(поскольку тема довольно сложна, то традиционных эпиграфов здесь не будет)

Вопросом "сколько тел у человека?" можно поставить в тупик многих эзотериков. Причем чем менее "упертым и/или просветленным" будет отвечающий, тем большую паузу он (или она) сделает перед тем как огласить свою гипотезу и привести доказательства своей точки зрения. Наиболее распространенным ответом будет "7". Однако если вы решите продолжить беседу и поинтересуетесь, какие именно тела есть у человека, у вас будет еще один шанс оценить прелесть тишины. Посему прежде чем представить некоторые наиболее распространенные точки зрения относительно данного предмета, оговорюсь: практически в любой науке ( а магия, это ,как ни крутите, тоже наука--со всем комплексом присущих науке черт, например (и это важно!) , собственной терминологической базой) существует явление омонимии (совпадения формы при различии в значении) терминов. В некоторых случаях при обсуждении тонких тел человека этого расхождения пытаются избежать, говоря что "астральное тело -- это то, что совершает астральные путешествия". Это , однако, не совсем так, потому что во время путешествия астральное тело (как бы ни хотелось нам заткнуть терминологическую дыру ) не может быть "вычленено" из системы остальных семи (девяти, двенадцати, четырнадцати, двадцати двух, добавить по вкусу) -- не матрешки, знаете ли. Да, иногда эзотерики стремятся наделить каждое из существующих ( в их системах ) тел собственным "миром". Такие точки зрения можно принимать или нет, и все же они не являются распространенными настолько, чтобы уделять им пристальное внимание в обзоре. Если изложенные ниже идеи покажутся вам не заслуживающими доверия, то у вас всегда будет хороший шанс составить свою точку зрения на происходящее и/или ,впоследствии обосновав ее, основать личное учение. Хотелось бы все же, чтобы в фундаменте ваших сомнений прежде всего лежали знания, сиречь--информация.

В учебных пособиях "для начинающих" западных авторов терминология самая смешанная. Так , у Ричарда Вебстера ( "Чтение ауры для начинающих", Гранд, Москва ,2000, стр. 33) мы находим иллюстрацию , где телами человека названы : физическое (самое плотное), эфирное, астральное, ментальное, каузальное (тело причинности). Далее в примечании следует : " Всего уровней семь; автор сознательно опускает два верхних, соответствующих высшим человеческим принципам -- духовному и божественному, так как видение ( см. название учебника) последних мало кому доступно." Там же в "Словаре" (стр. 267) Вебстер продолжает " Аура состоит из нескольких слоев, известных как тонкие тела. <…> :

1) материально-эфирный план ; 2) астральный план ; 3) нижний ментальный план ; 4) верхний ментальный план ; 5) духовный план ; 6) интуитивный план ; 7) абсолютный план. "

Здесь следует обратить внимание на разделение ментального плана на "нижний" и "верхний" и объединение физического и эфирного тела в одном плане. Истоки первого разделения мы сможем отследить, опираясь на исходную ведическую информацию , пока же отметим эти две особенности классификации Вебстера.

Приведенная выше цитата Вуда с аналогиями , выделенными курсивом довольно сложна для прочтения-понимания, но если вам удастся вникнуть в нее, то … поздравляю J

Тела человека (по Эдварду Вуду)

Тело. (шарира, или деха ,упадхи) Дехи означает “обладающий телом”, подобно тому, как йог, йоги означает в определенном смысле и в какой-либо степени обладающего йогой. Дехи не означает “обитающий в теле”, как это понятие иногда переводят, ибо обладание представляет собой гораздо большую власть, чем простое присутствие, если только мы не воспринимаем живущего в доме тела как того, кто знает его и способен управлять всеми удобствами этого здания; ибо этот обитатель обладает телом, построенным им самим, и он в состоянии вносить в него изменения. Тело является инструментом человека, предназначенным для жизни во внешнем, или объективном мире, тогда как дом обычно понимается как укрытие, в котором можно отдохнуть в одиночестве и покое, поэтому тело можно скорее уподобить переносному чемоданчику ремонтника, наполненному всеми необходимыми для работы инструментами; и поскольку занятиями человека во внешнем мире являются исправление, переоборудование и усовершенствование его джати, которое представляет собой результат его прошлой кармы, то последнее сравнение представляется вполне удачным.

Человек обладает тремя телами— физическим, грубым, или плотным (стхула); тонким (сукшма) и каузальным, или причинным (карана). Эти три тела подразделяются на пять проводников, или ножен (коша). Или же эти пять ножен включаются в три формы тела — и распределяются в них следующим образом:

Карана-упадхи содержит анандамайякошу.

Сукшма-упадхи состоит из виджнянамайякоши, маномайякоши и пранамайякоши.

Стхула-упадхи включает аннамайякошу.

 

КОША (Koshas)

Коша представляет собой проводник, футляр для хранения чего-либо, и часто переводится как “ножны”, что подразумевает сбережение в них главного, меча.

Человек описывается как состоящий из пяти кош:

(1) Аннамайякоша. Буквально: проводник, состоящий из питательных веществ. Она означает плотное физическое тело.

(2) Пранамайякоша. Буквально: ножны, сотканные из праны (см.). (Эфирное тело)

Вайю , жизненный ветер, связанный с сердечным центром ( Анахата Чакра) и сердечным сплетением, и следовательно, со здоровьем и силой сердца и его деятельности в теле. Изредка ее видят желтой или кораллового цвета. Прану как энергию нельзя путать с дыханием, для именования которого тоже используется это понятие . Общий принцип вайю основан на том, что человеческий организм представляет собой троицу — плотное тело (Аннамайякоша), эфирный “двойник”, как его часто называют, и жизненная сила, которая их соединяет; последние две компоненты в философии веданты называются пранамайякоша . Эфирный двойник можно рассматривать как “мозг тела”, так как он включает санскары (привычки), которые управляют бессознательными функциями плотного тела и относятся к отделу симпатической нервной системы, так что эфирный двойник работает как подсознательный ум этого отдела, включая и то, что можно назвать материальной памятью. Таким образом, эта тройка ответственна за все непрерывные процессы организма, такие как дыхание, пищеварение, кровообращение, потоотделение, и т.п. а также за чрезвычайно важный процесс распределения поступающих в организм материалов по нуждающимся в них отделам тела, с тем чтобы в его органах и отделах продолжалось непрерывное обновление устаревшего материала.

Жизненные ветры сильны, когда существует гармония между различными органами тела и эфирным двойником. Снаружи это идеальное взаимодействие нарушается, когда тело подвергается нездоровым условиям (например, загрязненному воздуху, неперевариваемой пище, неправильному положению тела и т.д.), и изнутри —нездоровыми мыслями и желаниями, которые загрязняют эфирного двойника, беспокоят его привычки и могут даже приводить к психосоматическим заболеваниям. Это происходит потому, что пранамайякоша очень чувствительна к камам (желаниям, эмоциям, страстям), входящим в маномайякошу . Таким образом, праны, или вайю являются поддерживающими человека “жизненными силами” природы, и их устойчивое течение, устанавливающееся, если человек надлежащим образом обращается со своим физическим телом и эфирным двойником, является примером того, как “Бог помогает тем, кто помогает себе сам”.

(3) Маномайякоша. Этот футляр включает в себя разум, как высший, так и низший, в том числе эмоции, то есть манас, читту и каму.

Расположим их в обратном, более удобном для данного контекста , порядке:

кама : Астральное тело

Страсти, желания, эмоции, воспоминания об удовольствиях и страданиях, испытанных по отношению к различным объектам, возникают в формах ощущений привлекательности или отвращения, когда эти объекты вновь попадают в поле физического или умственного зрения, и эти ощущения порождают эмоции влечения или неприятия. Когда такие камы возникают спонтанно, они считаются частью нашего кармического наследия (см. Закон кармы), но их можно изменить силами интеллекта и воли человека, и сформировать таким образом новые привычки и связи. Эмоции являются внешними по отношению к человеку — тем, что он обладает, но не тем, чем он является, — и поэтому в этом смысле сходны с телом. Их никогда не следует путать с самим человеком.

Желания, эмоции не нужно полностью изгонять — их нужно усилить, очистить и прибегать к ним избирательно. Две нежелательные характеристики желания упоминаются в <714>Бхагавад-Гите” как понятия бхога (чувственное удовлетворение) и айшварья (удовольствие от личного самоудовлетворения); тот же источник говорит о каме как о божественном проявлении в тех случаях, когда она не противоречит дхарме, надлежащему образу жизни, достойной человеческого существа, которому суждено собственными стараниями добиться единения с Богом и, таким образом, получить его милость и сознательно разделить его существо.

Читта

Низший ум (то есть Разум, который собирает, накапливает и вспоминает информацию, полученную органами чувств, и мысли, с нею связанные. Он активен в смысле движения ассоциаций, которое проявляется в виде свободного течения мыслей, хотя на самом деле такой переход от одной мысли к другой не является в полном смысле свободным, ибо управляется определенными законами, или привычками, которые можно назвать четырьмя путями мыслей; это показывает, что низший ум подобен не джунглям, но саду с проложенными дорожками, или государству с хорошо развитой системой магистральных путей, ускоряющий систему транспортного переноса. Этими четырьмя путями являются: (1) отношения между родами и разновидностями, или классами и частностями, включая отношения и разницу между членами одного класса; (2) отношения части и целого; (3) отношения свойства и его обладателя; и (4) отношение сопоставления привычного и нового в опыте. К примеру, думая о розе, человек может последовать одному из четырех путей: (1) дикие розы —садовые розы, имеющие собственные имена — другие цветы; (2) лепестки —тычинки — розовый куст; (3) цвет — аромат; (4) конкретные известные розы —ваза с цветами; и т.п. Во время течения мыслей каждую смежную их пару всегда соединяет одно из этих отношений, так что низший ум шагает как бы с помощью пары ног, или перескакивая с камня на камень, как например, в потоке ассоциаций: роза — сад — дом — спальня — сон — сновидение; при этом при переходе к “дому” уже потеряна идея “розы”. Одной из основных практик йоги является замена подобного привычного течения мыслей способностью концентрации, которую можно использовать в любой нужный момент; при этом, перед тем, как оставить идею розы, человек может рассмотреть все, что эта идея может ему дать.

В низшем уме происходит также привязка разного рода положительных и отрицательных ощущений по отношению к объектам и мыслям, что становится причиной множества форм возбудимости и импульсивности, которые также являются предметом изучения и покорения практики йоги.

); разум, которым необходимо управлять, точнее, содержимое которого следует контролировать. Читта есть то зеркало, посредством которого мы получаем и видим весь спектр наших ощущений, поступающих от наших органов знания (джнянендрийя). В нем эти впечатления удерживаются для дальнейшего использования, подобно мебели в комнате. Вся информация, полученная нами в течение жизни, запасается здесь, доступная для нашего использования (обдумывания) при условии хорошей памяти , то есть когда эта умственная обстановка правильно расположена в комнате разума.

Читта обладает, однако, как динамическим свойством, или качеством движения, так и статичным свойством по отношению к мыслям и обрывкам информации в разуме. Мысли объединяются и следуют непрерывным потоком, то есть одна мысль вызывает другую, которая становится ее преемницей и, в свою очередь, рождает третью, образуя, таким образом, непрерываемый и неуправляемый поток мыслей. Это течение мыслей нельзя путать с мышлением ( Манас), которое управляет и придает новое расположение этому содержимому низшего ума.

и манас,

Орган действия разума, внутренний инструмент (антахкарана, “Внутренний Инструмент”; термин веданты для обозначения всего разума в целом, расположенного между Я (атма) и его внешним инструментом, телом. Антахкарана состоит из четырех подразделений:

Аханкара: то, что идентифицирует как индивидуальные и принадлежащие данной личности все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идею собственной “персональности”.

Буддхи: то, что дает оценку идеям и мыслям и содержанию тех фактов, которые они содержат.

Манас: то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них.

Читта: та часть разума, которая погружена во внешний мир и накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом. .), способный создавать и изменять объективные предметы. Он представляет собой мыслительную энергию, или функцию, которая в человеке проявляется в основном посредством его тела, и в гораздо меньшей степени — более тонкими способами, например, в форме телепатии, которые практически неактивны, если разум недостаточно развит и натренирован или не пребывает в предельно возбужденном состоянии. Поскольку большинство людей думают обычно в форме свободного и беспорядочного течения мыслей, это создает соответствующую психическую атмосферу .

Читта и манас--вместе иногда называют ментальным телом.

 

(4) Виджнянамайякоша. Буквально, ножны, сотканные из буддхи-- мудрости , которая есть "Предельная осознанность жизни окружающих нас живых существ ". Проявлением этой мудрости является также оценка значимости любого живого творения только с точки зрения его благополучия (Согласно Карма-йоге).

Буддхиальное тело.

(5) Анандамайякоша. Буквально, сосуд, или ножны, сотворенные из радости (с точки зрения веданты: аханкара, самовыражение Единства в живом существе. Буквально: “творец Я”. Метафизически это понятие означает выделение в реальности, которая есть Единство, чего-то отдельного, или части. Карана-упадхи -- первый, самый внутренний проводник, или тело личности, а также первый “футляр” . Это тело называется каузальным, или причинным, так как представляет собой индивидуализирующую силу , с которой начинается весь процесс ограниченности, проявленности и инкарнации. В этом заключается та фундаментальная ошибка разума, которая заставляет его рассматривать все и всех в виде отдельных единиц, личностей, или сущностей. Понятие обычно используется для обозначения привычки разума приписывать некой группе объектов и атрибутов, которые включают в себя человеческое тело и разум, характеристики определенной сущности, а затем называть эту сущность своей личностью, своим Я, хотя это понятие применимо только лишь к атме. Атма-- Истинное Я, в противоположность ложному индивидуальному Я личности, которое человек считает собой. В философии веданты атма есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков субъекта и объекта, от разума и от материи, хотя он часто проявляется в форме отдельных Я, дживатма. (см.). Эквивалентным понятием в философии санкхья является пуруша (см.), однако пуруши рассматриваются не как единственный Дух, но как неисчислимое их множество. На этом высочайшем уровне мышления, однако, вне категорий разума и тела, Многообразие и Единство неразличимы. ).

Атманическое тело.

 

_____________________________________________________________________________________________

обработано: сойт ТК ( август-ноябрь 2002)

 

Назад в раздел

Назад на Главную

Rambler's Top100