Некоторые соображения про «внутренний цеховой этикет».
Фактически мы представляем из себя узкий «кружок по интересам». Интересам, надо сказать, настолько же вдохновляющим и высоким, насколько небезопасным и дающим отличную почву для недоразумений.
Некоторые правила, которые в своё время очень бы пригодились мне самой, я и решила сформулировать.
Учение - изучение правил. Опыт - изучение исключений.
1. Не стоит много говорить о себе. Объём сказанного при этом несамое главное. Речь об информации, которую стоит выдавать только на прямой запрос от человека (да и не только), допущенного в Ваш внутренний круг. А обязаны мы отвечать только тем, кто нас старше. И если кто-то намекает, что речь именно про него – это гарантия того, что едва ли. Старшинство (в иерархии какой-либо организации, по силе, по внутреннему возрасту, по опыту, по приближенности к божественному, по причастности таинствам или прочему) всегда чувствуется. Нужно просто не лениться задавать себе вопрос. И не лениться же – слушать ответ. В общем же и целом тенденция такова, что истинно старшим информация личная и рассказы о подвигах чьих-то абсолютно не сдались, и на откровенность Вас вызывать никто из них не станет.
Отчитываться в своих действиях или , пуще того, в мотивах действий своих тоже нужно лишь перед теми, кто вправе Вас контролировать и направлять. В остальных же случаях дежурное или не очень любопытство редко бывает продиктовано добрыми намерениями. Оттого посторонний народ с интимными вопросами стоит сразу «сгружать с ушей». Это вообще справедливо для всех маленьких коллективов. И для немаленьких, но интегрированных – тоже.
Дипломат - человек, который так тебе ответит,
что забудешь, о чем ты его спросил.
Если присмотреться, то значительное количество «фактов», которые мы о себе сообщаем, могут трактоваться сотнями способов. И слава богам! Особенно скупо стоит расхваливать себя и свои стати. Болтовня и публичное самовосхваление обычно завершаются тем, что у целой толпы возникает желание «испытать трепло на прочность». Если это не является целью всего мероприятия, то стоит помалкивать – как про свои успехи, так и про надежды покорения мира.
Мой Учитель всегда говорил мне, что «если не знаешь, зачем тебе нужно, чтобы тебя считали сильней, чем ты есть – пусть считают слабей, а дальше - уже их проблемы». «Страшным» и «сильным» (равно как и «сильно страшным» и «страшно сильным») придуриваться нужно только с чётко сформулированными мотивами. Если подобные мотивы вообще можно чётко сформулировать.
2. Вообще слово в нашем деле – не только инструмент, но и, увы, часто погибель дела как такового. Как вредно возносить себя на виртуальный табурет для удобства вещания, так и низвергать себя в клоаку максиму незачем абсолютно. Как участник и свидетель множества развоборок и реверансов сетевых и личных, говорю вам: не прибедняйтесь. Глупее выдуманных магистерских степеней несуществующих орденов и посвящений в архимаги соседями по подъезду, пожалуй, только рефлекторные виляния хвостом на любой раздражитель. Между прочим, один из этих перекосов в начале пути (или же Пути, отчего бы и нет?) случается в жизни почти у всех. Важно отловить тенденцию и истребить немедленно. При этом мало-мальски опытный в общении собседник немедленно распознаёт за расшаркиваниями агрессивный наскок за комплиментом: "ну оцени же меня. оцени, скажи, что на самом деле я замечательный!"
В качестве проводника высших сил (или Высших Сил, опять же) или в качестве скромного просителя Вы всегда тождественны лишь самому себе, Ваша ценность для Мира неоспорима (не было бы её – фиг бы кто-то оказался на этом уровне проявленности). Другими словами, каждый из нас и не с облаков спрыгнул, и не в помойке себя нашёл. Не более, не менее. Вежливость и корректность, возможно и преувеличенные, ничего общего не имеют с попыткой замесить себя в дорожную грязь. Самоуничижение рано или поздно приведёт к тому, что Вам начнут излагать прописные истины, а Вы, со своей стороны, найдёте собеседников скучными как советский букварь.
Что ещё важнее: сила не любит, когда её существование в любом сосуде отрицают. И если кто-то твердит, будто силы в нём нет, то он попросту гонит силу из себя, отваживает, изживает. Попытка давить на жалость зачастую действует ровно так же. Ни боги, ни духи, ни маги, ни люди «пораженчество» не приветствуют. Общаться с пессимистами тоскливо, работать – тщетно, а обманывать – бессмысленно.
- Здравствуйте, доставьте, пожалуйста,
три пончика и колу по адресу...
- Извините, но это телефон доверия!
- Хм. Ну ладно, доставьте мне эти пончики
или я покончу жизньсамоубийством!
3. Ещё для двух задач не стоит использовать силу слова. Просить и предлагать в магическом цеху не принято. Прямая просьба о помощи, о помощи дружеской, из личного расположения случается редко, в моменты реальной опасности для жизни и благополучия. Во всех иных обстоятельствах происходит «выход на одну прямую», «сближение на расстояние вытянутой руки». Один даёт другому возможность понять, что он нуждается в помощи. Помощь в тонких вопросах, решаемых магией, открытым текстом не запрашивается и не предлагается. Она – происходит. Мир способствует тому, что один беззвучно выдаёт запрос, другой – может его выполнить. Или уклониться. Как правило, если внутренняя просьба осуществлена верно, то помощь отдают с радостью, едва ли не большей, чем та, что испытывает её получатель. За такую помощь не ждут благодарности, и Мир не поощряет тех, кто впоследствии решает «предъявить к оплате» пару счетов.
Если же умения просить, не вынуждая, не выработалось, или же на тихую просьбу было ответом молчание (а это случается с теми, кто мало или дистантно общается со знакомыми в Ремесле), то совершенно не зазорно попросить о работе, не о помощи. Иногда в ответ всё же приходит помощь. Иногда – тот, кто согласен работать.
Если вы поможете другу в беде - он непременно вспомнит о вас!
Когда опять попадёт в беду...
Это касается взаимоотношения не только с живыми, с людьми. С духами мы также общаемся, оставляя за ними право помочь нам или нет (а что нам остаётся?*) Если же помощь нам необходима, то мы приносим с радостью и почтением щедрые дары и жертвы, открыто взывая о милости. И тогда становится понятней, почему и с предложениями помощи носиться особенно не приходится. Как боги, как духи, так и ближние наши – обладают способностью слышать внутреннюю мольбу, просьбу сердца, не осквернённую словом, не запятнанную алчной формой. Но и духи, и друзья в безграничной своей доброте не утомляют нас навязыванием своих услуг. Они просто рядом.
4. Поскольку все «можно» и «нельзя» в условиях реального общения, настоящих ситуаций предугадать сложно, то правилом можно считать принцип «прозрачности для Мира». Прозрачность такого рода указывает на то, что Вы не станете обременять Мир выдумками. Оттого бахвальство и самоуничижение не случатся в Вашей жизни.
Вы не станете лишний раз разворачивать поток, струящийся через Вас в направлении другого, чтобы просто привлечь его внимание. Поэтому и просьбы, и самонавязывание тоже Вас минуют.
Вы всегда будете меняться, но отзываться о себе и об этих изменениях станете лишь когда это будет абсолютно необходимо.
Таким образом истинность и верность себе – и Миру!- отличный способ максимально эффективно и радостно общаться. С теми, кто Рядом, и с теми, кто далее, с чужими и своими- и , конечно, с Тем Кто Сидит в Пруду. С самым главным экспертом по внутреннему этикету.
______________________
*- речь не идёт о вызывании демонов и принуждении их творить нечто по своему желанию. Речь о просьбах, не о требованиях.
(с) сойт, апрель 2009